Сибирские огни, 1957, № 3

Окалина... Сколько с нею хлопот у ме­ таллургов всего мира. Чтобы отделаться от нее, изобретались и изобретаются хитроумнейшие приспособления, однако ни одно не выдерживает конкуренции с обыкновеннейшим березовым веником, который, расплющиваясь между валка­ ми, мгновенно сгорает, находящаяся в прутьях влага превращается в газ, и про­ исходит взрыв, срывающий окалину. Прокатный стан и... березовые веники! Какое несуразное, не умещающееся в мозгу сотрудничество. Но что поделать? Сидел, сидит и, видно, долго еще будет сидеть вот этот паренек, сбрасывающий время от времени на раскаленный сталь­ ной лист порцию прутьев. Давно уже пришло время проводить планерное совещание, и люди давно со­ брались, а Корчемный все стоял, прово­ жая затуманенным взором светлые пят­ на на стальных листах. Наконец, у него стало рябить в гла­ зах. Он снял очки, протер их, тут толь­ ко вспомнил о времени: ударил себя по лбу , взглянул на часы и заспешил в свою маленькую конторку. Рабочий день покатился по своей при­ вычной колее, но вместе с ним покатил­ ся, прицепившись на одну из подножек, и безбилетный пассажир — вопрос: от­ куда пятно? Эх, если бы можно прекра­ тить работу стана и осмотреть валки! Но ведь потребовалось бы остановить и блу- минг, а каждая минута простоя блумин- га —• почти двадцать рублей, пущенных на ветер. Пять минут — сто рублей, де­ сять минут — двести. И так далее, по закону арифметической прогрессии. Ко­ роче говоря, прекратить работу стана нельзя. И нужно на этом успокоиться. Но, как это часто бывает, не было бы счастья, да несчастье помогло: блуминг остановился сам из-за неподачи слитков. Остановился блуминг, замер через не­ сколько минут и листопрокатный стан. Корчемный бросился к валкам. Минута, другая — и по цеху разнесся торжест­ вующий крик: — Так и есть, так и есть!.. На среднем валке мастер обнаружил маленькую лунку — последствие выкра­ шивания металла. Лунка была точно та­ кого размера, какими были и пятна на стальных листах... . Можно бы написать целую повесть о том, как после первого импульса еще целых полгода петляла рационализатор­ ская мысль в поисках наилучшего ре­ шения, петляла, пока не выбралась на простор, где все стало ясным и опреде­ ленным. Да, от первого импульса и до того момента, когда цех смог безвозмезд­ но передать запас березовых веников в фонд городской бани, прошло долгих шесть месяцев. Но зато успех превзо­ шел все ожидания: луночные валки Кор­ чемного оказались идеальными чистиль­ щиками стальных листов. А мысль, претворенная в эти валики, была очень, в сущности, простой: Кор­ чемный, наблюдая за работой выщер­ бленного валка, пришел к выводу, что срывать окалину может только пар, об­ разующийся в выкрошившейся лунке. Да, да, самый обыкновенный пар. Как он образуется? А вот как: на валки во время их работы беспрегрывно льются струи воды. Заливает водой и лунку. А когда эта наполненная водой лунка ока­ зывается в результате поворота валка (поворот так стремителен, что вода не успевает выплеснуться) над раскален­ ным стальным листом (температура его около 1200 градусов), вода в лунке в какие-то доли секунды превращается в пар и происходит миниатюрный взрыв. Но хоть он и миниатюрный, этот взрыв, ему вполне хватает силы, чтобы сорвать с листа слой окалины. Вот Корчемный и изготовил валки, сплошь покрытые маленькими лунками. — Миллион рублей экономии в год, — сказали нам в заводском БРИЗе , — а главное, перестанем, наконец, оголять наши леса. А то ведь смотрите, что полу­ чилось: Кемеровскую область уже всю обглодали и с прошлого года переключи­ лись на березняки Красноярского ^края. Хороший подарок сделал Матвей Ива­ нович Корчемный к юбилею комбината. И хорошо, когда в коллективе есть такие думающие люди. А много их на кузнецком комбинате? Такой вопрос мы задали Аборину — руководителю БРИЗа . Оказалось: каж­ дый десятый работник комбината — ра­ ционализатор. За двадцать пять лет здесь внедрено свыше 28 тысяч рацио­ нализаторских предложений. На сэко­ номленные средства можно бы построить благоустроенный районный город. „ДОРОЖКИ" Нет такого уголка в нашей стране, где бы не велось сейчас железнодорож­ ное строительство. Особенно энергично ведется оно к востоку от Урала. В Kaj захстане, на Алтае , в Новосибирской области, в Красноярском крае, на Д аль ­ нем Востоке и Дальнем Севере — по­ всюду прокладываются новые линии — большие и малые, магистральные и подъездные, ширококолейные и с узкой колеей. И повсюду вы можете встретить рельсы с клеймом: «С делано на К М К » . Кузнецкие рельсы вышли уже и за пределы Родины: это они протянулись через пустыню Гоби по трассе «дороги дружбы » Улан-Батор — Цзинин, это их начинают укладывать и на новой линии А лма -А та— Ланьчжоу. Первые кузнецкие рельсы были про­ катаны в последний день 1932 года. На следующее утро, первого января 1933 года, изготовили штамп и на пер­ вой рельсовой полосе оттиснули: «К у з -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2