Сибирские огни, 1957, № 3
Окалина... Сколько с нею хлопот у ме таллургов всего мира. Чтобы отделаться от нее, изобретались и изобретаются хитроумнейшие приспособления, однако ни одно не выдерживает конкуренции с обыкновеннейшим березовым веником, который, расплющиваясь между валка ми, мгновенно сгорает, находящаяся в прутьях влага превращается в газ, и про исходит взрыв, срывающий окалину. Прокатный стан и... березовые веники! Какое несуразное, не умещающееся в мозгу сотрудничество. Но что поделать? Сидел, сидит и, видно, долго еще будет сидеть вот этот паренек, сбрасывающий время от времени на раскаленный сталь ной лист порцию прутьев. Давно уже пришло время проводить планерное совещание, и люди давно со брались, а Корчемный все стоял, прово жая затуманенным взором светлые пят на на стальных листах. Наконец, у него стало рябить в гла зах. Он снял очки, протер их, тут толь ко вспомнил о времени: ударил себя по лбу , взглянул на часы и заспешил в свою маленькую конторку. Рабочий день покатился по своей при вычной колее, но вместе с ним покатил ся, прицепившись на одну из подножек, и безбилетный пассажир — вопрос: от куда пятно? Эх, если бы можно прекра тить работу стана и осмотреть валки! Но ведь потребовалось бы остановить и блу- минг, а каждая минута простоя блумин- га —• почти двадцать рублей, пущенных на ветер. Пять минут — сто рублей, де сять минут — двести. И так далее, по закону арифметической прогрессии. Ко роче говоря, прекратить работу стана нельзя. И нужно на этом успокоиться. Но, как это часто бывает, не было бы счастья, да несчастье помогло: блуминг остановился сам из-за неподачи слитков. Остановился блуминг, замер через не сколько минут и листопрокатный стан. Корчемный бросился к валкам. Минута, другая — и по цеху разнесся торжест вующий крик: — Так и есть, так и есть!.. На среднем валке мастер обнаружил маленькую лунку — последствие выкра шивания металла. Лунка была точно та кого размера, какими были и пятна на стальных листах... . Можно бы написать целую повесть о том, как после первого импульса еще целых полгода петляла рационализатор ская мысль в поисках наилучшего ре шения, петляла, пока не выбралась на простор, где все стало ясным и опреде ленным. Да, от первого импульса и до того момента, когда цех смог безвозмезд но передать запас березовых веников в фонд городской бани, прошло долгих шесть месяцев. Но зато успех превзо шел все ожидания: луночные валки Кор чемного оказались идеальными чистиль щиками стальных листов. А мысль, претворенная в эти валики, была очень, в сущности, простой: Кор чемный, наблюдая за работой выщер бленного валка, пришел к выводу, что срывать окалину может только пар, об разующийся в выкрошившейся лунке. Да, да, самый обыкновенный пар. Как он образуется? А вот как: на валки во время их работы беспрегрывно льются струи воды. Заливает водой и лунку. А когда эта наполненная водой лунка ока зывается в результате поворота валка (поворот так стремителен, что вода не успевает выплеснуться) над раскален ным стальным листом (температура его около 1200 градусов), вода в лунке в какие-то доли секунды превращается в пар и происходит миниатюрный взрыв. Но хоть он и миниатюрный, этот взрыв, ему вполне хватает силы, чтобы сорвать с листа слой окалины. Вот Корчемный и изготовил валки, сплошь покрытые маленькими лунками. — Миллион рублей экономии в год, — сказали нам в заводском БРИЗе , — а главное, перестанем, наконец, оголять наши леса. А то ведь смотрите, что полу чилось: Кемеровскую область уже всю обглодали и с прошлого года переключи лись на березняки Красноярского ^края. Хороший подарок сделал Матвей Ива нович Корчемный к юбилею комбината. И хорошо, когда в коллективе есть такие думающие люди. А много их на кузнецком комбинате? Такой вопрос мы задали Аборину — руководителю БРИЗа . Оказалось: каж дый десятый работник комбината — ра ционализатор. За двадцать пять лет здесь внедрено свыше 28 тысяч рацио нализаторских предложений. На сэко номленные средства можно бы построить благоустроенный районный город. „ДОРОЖКИ" Нет такого уголка в нашей стране, где бы не велось сейчас железнодорож ное строительство. Особенно энергично ведется оно к востоку от Урала. В Kaj захстане, на Алтае , в Новосибирской области, в Красноярском крае, на Д аль нем Востоке и Дальнем Севере — по всюду прокладываются новые линии — большие и малые, магистральные и подъездные, ширококолейные и с узкой колеей. И повсюду вы можете встретить рельсы с клеймом: «С делано на К М К » . Кузнецкие рельсы вышли уже и за пределы Родины: это они протянулись через пустыню Гоби по трассе «дороги дружбы » Улан-Батор — Цзинин, это их начинают укладывать и на новой линии А лма -А та— Ланьчжоу. Первые кузнецкие рельсы были про катаны в последний день 1932 года. На следующее утро, первого января 1933 года, изготовили штамп и на пер вой рельсовой полосе оттиснули: «К у з -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2