Сибирские огни, 1957, № 3
Д е л а и ...... Г. П АДЕ РИН Глубокая 4 J По утрам над предгорьями Кузнецкого А л а та у повисает морозная дымка. Снег иглист и ломок. Воздух сухой, све жий, дышится легко, сердцу просторно. К полудню начинает парить. Снег на бирается влаги, темнеет, становится рых лым, податливым. Солнце окутывается розоватой кисеей. Сосульки. Капель. На проталинах из-под льдистой корки сочатся, собираясь в струйки, запозда лые слезы уходящей зимы. По склону оврага робко пробирается ручеек — первый разведчик паводка. Шорохи. Вздохи. Неясная, зовущая мелодия про- •снувшейся земли. По ней, по земле си бирской, идет апрель... Это так же было в апреле, только два дцать пять лет назад. Неизвестный художник-любитель оставил потомкам нестирающуюся память об этом дне: огромный сноп искр, узкое, длинное по лотнище пламени, и вслед — огнедыша щая река металла. Мгновенно завинтив шись воронкой перед заградительным щитом, она устремляется от домны по круто выгнувшемуся ж елобу к квадрат ному отверстию в стене цеха, где ждет ее объемистый, установленный на же лезнодорожной платформе, цельнолитой ковш.' В тот день, третьего апреля 1932 го да, местная газета «Большевистская •сталь» писала: «С луш ай , великая пролетарская стра на: есть кузнецкий чугун ». Т о был первый чугун первой домны Кузнецкого металлургического комби ната. За три года перед этим, когда было принято решение о строительстве заво да, председатель Высшего Совета На родного Хозяйства Валериан Владимиро вич Куйбышев, напутствуя только что назначенного главным инженером Куз- нецкстроя Ивана Павловича Бардина, •сказал о будущем комбинате: — Это глубокая разведка партии и рабочего класса в завтрашний день на шей страны. Это будет замечательное ■завтра1. Оно пришло, это «зав тр а », о нем и_ будет наш рассказ. 1 И. П. Б а р д и н . «Жизнь инженера», изд. •«Молодая гвардия», 1938 г., стр. 128. разведка ТЕПЛО БОЛЬШОГО СЕРДЦ Поезд из Новосибирска в Сталине отправляется ночью, и, садясь в вагон, все мы жили одной мыслью: как можно скорее лечь спать. Но вот мимо окон проплыло огромное, ярко освещенное здание новосибирского вокзала, про мелькнули утыканные фонарями призе мистые корпуса пакгаузов, вышки ма невровых диспетчеров, вот линия повер нула круто влево, к «воротам » Кузбас са — станции Инекой, вот нашим взо рам открылось залитое огнями индуст риальное левобережье Оби. вот... — Все думаю, с чего мы завтра нач нем... Это подал голос корреспондент газеты «Советская, культура ». По-видимому, эта же мысль не давала покоя всему нашему корреспондентско му «к ор п у с у » — представителям редак! ций нескольких центральных газет, вы! ехавшим в Сталинск в связи с 25-лет! ним юбилеем Кузнецкого металлургиче-* ского комбината. Да, об этом думали все, потому что вслед за. репликой начались прения, каких не видел, верно, за все время своего существования даже анг лийский парламент. И о сне забыли... Предложения были самые разноречи вые: кто доказывал, что начать следует со знакомства с доменным цехом, кто убеждал, что отправной точкой должен послужить мартен, кому совершенно очевидной представлялась необходи мость прежде всего посетить знаменитый Кузнецкий блуминг... Одним словом, уснули мы, когда за окном уже замаячили в предрассветном тумане копры первых шахт Кузбасса. Уснули, так ни до чего и не договорив шись. Сталинск встретил нас весенним ослепляющим солнцем и теплом. Мы шли по широким улицам, а навстречу нам деловито спешили разговорчивые апрельские ручьи. Перепрыгивая через них, мы смотрели на новые красивые до ма, вглядывались в прохожих и, вби рая в себя многочисленные уличные звуки, — урчанье автомобильных мото ров, дзеньканье трамваев, колокольный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2