Сибирские огни, 1957, № 3
5 КАК IIOIIA НА ГАРМОНЬ СМЕНЯЛИ В Таре-городе в отряд к Макарову поп явился: прямо в штаб, и во всем своем поповском обмундировании — ряса черная, сйуфейка на голо ве и крест на груди. Старенький, а здоровый еще и ростом под потолок. — Что тебе надо, батюшка? — спрашивают его. Думали — или за блудился, или с жалобой какой пришел. — Да вот хочу в отряд ваш поступить... Смутились партизаны, обомлели даже. Сколько попов ни видывали,, сколько попов ни слыхивали — все попы большевиков ругают, а этот сам к большевикам явился да еще в отряд просится. Почесали в затыл ках, Макарова зовут. — Принимай, командир, попа в отряд!.. А надо сказать, что Макаров к религии очень даже враждебно был настроен. Посмотрел он на попа проницательно. Тот стоит ни жив, ни мертв. Понял Макаров: батюшка шкуру свою спасает, нагрешил, види мо, и к партизанам пришел грехи свои отпускать. — Ладно, — говорит Макаров, — примем тебя в наш отряд. Будешь ты у нас вести антирелигиозную пропаганду... Перекрестился поп, прошептал про себя: «Прости,.господи!» и кив нул головой, ладно, мол, согласен... И вот тут начали чудеса твориться. Вступает отряд в какую-нибудь деревню — народ пуще всего попу дивится. Старушки на Макарова чуть ли не молятся: вот де, мол, настоящий красный командир— религию ува жает... И, знамо дело, в церковь спешат. А партизанский поп обедню слу жит по всем правилам, только говорит что-то неладное. Ждут старушки: «С лава те, господи!», чтобы лбом о землю скорее удариться — соскучи лись, чай, по церковной службе, — а поп все больше на сознательность напирает. Ж дут старушки имени Христова упоминания, а батюшка все- больше дьявола честит да Колчаком его называет. Но старушки все рав но молятся — рады, что живого попа увидели. А слов-то они испокон ве ков толком не разбирали... Месяца два поп ездил с отрядом. Слава о нем по всему краю про шла. И вот вступил отряд в село Вознесенское. Церковь там знатная, ста ринная. Пристал церковный староста к партизанам: — Уступите батюшку. Нужда у нас в нем. Нужда была такая: время свадеб подоспело, а по старым понятиям, какая свадьба без венчания? Брался было кузнец за это дело, да не по лучилось: руками машет, а язык не шевелится. — Оставьте нам батюшку,— упрашивал прыткий староста. — Оставить это не мудрено,— отвечали партизаны,— да вишь ты — он у нас... агитатор! — А я взамен подыщу что-нибудь соответственное,— пообешал ста роста и мигом исчез, как в землю провалился. Засмеялись партизаны, думают про себя: разве можно к этому делу подыскать что-нибудь соответственное? Глядь, прибегает староста, в ру ках гармошку держит. — Меняйте, братцы, попа на гармонь. Этой штуковины нету-де у вас. И правда, не было у партизан гармони. Скучали они без нее. — Ну, так как, братцы? Неужто гармошка плохой агитатор? Вот ведь шут какой староста оказался? Позвали попа, спрашивают: — Хочешь в этом селе остаться? •—• Да старичок уж я. Лучше бы мне остаться...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2