Сибирские огни, 1957, № 3
— Я только на одну ночь,— успокоил их Венгеров.— Завтра уйду, не бойтесь. Уложили его хозяева, не зажигая лампы, на полатях, и он уснул. Утром слышит — голоса на улице, его имя упоминают, оружие звяка ет. Соскочил Михаил, торкнулся в дверь — заперта, посмотрел на окна — ставни на болтах. Догадался: Бобковы его предали, чтобы спасти соб ственную шкуру. Связали Михаила, повалили на повозку и повезли в Спасское. А там уже весь Егерский полк стоял. Несколько дней Михаила допрашивали, пытали, а потом вывели для расстрела на пески. Весь народ сюда согнали, чтобы видели все, как умирает большевик Венгеров. Запугать этим хоте ли. А Михаил в черной своей тужурке босиком стоял на желтом песке. Руку вверх поднял и крикнул толпе: — Всех нас, товарищи, не перебьют! Да здравствует власть Советов! Ему в затылок хотели стрелять, но он не встал эдак. — Хочу смерть свою в лицо встретить! Вот какой он был человек. Теперь на месте, где его расстреляли, па мятник стоит, а Спасское Венгеровым называется. Сказ записан со слов Дмитрия Федоровича Михайлова, жителя села Венгерова, 76 лет. О Михаиле Венгерове нами записано несколь ко рассказов, все они с большими вариациями повторяют сказ Д. Ф. Михайлова. Примечания: У г л а н — застенчивый человек. Ш а б у р н и к и — партизаны. Называли их так по одежде, которую они носили в' таеж ных районах Барабы. Ш а б у р — легкая, в форме халата, одежда с подкладом, длиною до колен. В. М. М а к а р о в — один из партизан ских командиров в Сибири. Был штабс-капитаном инженерных войск в царской армии. После окончания гражданской войны — кадровый командир Красной Армии. Умер в г. Саратове. Ш а р а м ы ж н и к — « так в Барабе называли людей, добившихся богатства нечестным путем и обманом. А л а ш н ы й — ненасытный, жадный. В Барабе алашны- • ми называли кулаков, купцов, кабатчиков. В а р н а к — дерзкий, пре ступный человек. 4 РАЗВЕДЧИК ВИТИ О нем бы не сказывать, а петь надо, потому как подвиг его песни до стоин.,. А дело было вот какое. В гражданскую войну селом нашим, как в мя чик, играли, то красные его заберут, то белые. Такое бывало, что вернется партизан домой, бродни начнет стягивать — ну,— скажет, — кажется, до мой вернулся. А тут — бах, бах! Что такое? Белые пришли! Тикать надо. Кому удавалось, а кому нет. Вот так, одначе, и накрыли братана Витькинова. Руки связали, в са: рай бросили, рядом часового поставили. —■ Стой и глаза не спущай — важная птица попалась! А Витька в эту пору на улице был. Видел, как братку повели и в са рай бросали. Заныло у Витьки сердце. Одно дело — брат, другое — по следний родной человек на свете. Не было у Витьки больше никого из своих: отца еще в японскую похоронили, а мать нонешной весной на озе ре утонула. Болит у Витьки сердце, будто заноза в нем какая. Но не пла чет Витька, а соображает, как выручить брата можно. И он, постреленок, что надумал? Кнут достал — длинный такой, из ремня свитый, пастухи 7. «Сибирские огни» № 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2