Сибирские огни, 1957, № 2

заметил , что совершил настоящий под­ виг — он трудился не для себя, а для людей . Именно в этом и видит С. Н ау­ мов мужество своего героя. Итак, подвиг человека — в труде. Та­ ков вывод. Д елается он не прямо, назой­ ливо, а по мере постепенного знакомства •с миром чувств, отношений, борьбы ма­ л ен ь ки х героев. С Валеркой рядом в книге живет и Тимка («Тимкина придум­ ка»), Он вечно что-то изобретает. К со­ жалению, единственно, кто понимает и ценит его поиски, — это маленькая се ­ стренка Анчутка. Но Тимку нель зя оста­ новить. Его беспокойная мысль беспре­ рывно ищет: К акая радость охватывает .мальчика, когда его идея, о блоках нахо ­ дит поддержку у прораба на воскресни­ ке по строительству школы. Тимка готов сд ел ать что угодно, лишь бы увидеть свою «придумку» осуществленной. Гораздо трудней приходится Саньке и Димке •— героям рассказа «Дальнее путешествие». Какому мальчишке не хо­ чется совершить дальнего путешествия, да еще на сверкающей «Победе»! Сань­ ке и Димке предоставляется возмож­ ность его совершить. Но вот беда: в этот день все школьники идут на воскресник, н а копку картофеля. Правда, воскрес­ ник — дело добровольное, однако... И уж е далеко отъехавшие на машине ре­ бята начинают испытывать чувство сты ­ да перед своими товарищами. Что из то- то, если они даже привезут от деда Ни- канора улей, заказанный ему школой? П ет , их это не оправдает. Не выдержав, ребята рассказывают ' дяде Тарасу о сво­ и х «страданиях» . Конец рассказа пронизан хорошим светлым юмором, который так необхо­ дим. в произведениях для детей и кото­ рого, кстати, слишком мало у С. Нау­ мова. Не все в первой книге писателя равно­ ценно и удачно. Например, в рассказе «Случай н а улице Советской», пожалуй, больше, чем в других рассказах (за ис­ ключением «Голубого конверта»), ощути­ мы искренность, теплота, задушевность. Наташа, живущ ая на пятом этаже , влез­ л а н а подоконник вместе со своим лю­ бимым Мишкой «смотреть маму», кото­ рая ушла на телеграф . Но мама долго не возвращ алась , и утомленная Наташа уснула. Первым задремавшую девочку увидел Володька Лапин, ее сосед по квартире . И вот уж е «на тротуаре нет спешащих по своим делам людей, не ви з­ ж ат ребятишки у фонтана, не сигналят автомобили, не звенят трамваи — боят­ с я разбудить девочку. Десятки людей побежали к телефонам и звонят в мили­ цию, в пожарную и скорую помощь». М аленькая сценка, но как много ска­ зано ею! Не следовало, на наш взгляд, вклю­ чать в сборник рассказ «На рыбалке». • Он скучен, неинтересен, да и тематиче­ ски не связан с тем, что хотел сказать С. Наумов своими коротенькими новел­ лами. Это — просто отдельная бытовая картинка, вялая и неопределенная по мысли. Легко в рассказах С. Наумова заме­ тить я ненужные длинноты. Особенно это чувствуется в конце повествования. Писатель как будто не решается поста­ вить точку, а ищет чего-то еще, хотя действие уже закончено. В рассказе «Подвиг Валерки Горина» мальчик дав­ но уже преодолел свою слабость, совер­ шил то, что делает его мужественным и сильным. Но автору этого недостаточно. Он вводит искусственную сцену беседы Валерки с Любой, чтобы в ней обяза­ тельно сообщить, как реагировал на по­ ступок мальчика Николай Ефимович. Разве в данном случае важно, как дума­ ет о Валерке учитель? Важней другое — понимание героем нужности его труда. Совершенно фальшива и нарочита концовка рассказа «В грозу». Володька Лапин, пренебрежительно относящийся к своим товарищам, на уборке проса на­ чинает понимать свою ошибку. Начав­ шаяся гроза, о которой мальчик знал по барометру, застает его вместе с другими ребятами за работой. Володька пре­ дусмотрел эта: он взял с собой плащ, но случайно потерял его. Однако ребята и Сережа-пионервожатый заботливо ук ­ рывают его от дождя. В душе мальчика просыпается теплое отношение к своим товарищам. Казалось бы, все. Перелом произошел — это ведь самое главное, и здесь можно писателю поставить точку, предоставив возможность читателю само­ му сделать вывод. Но С. Наумов не удовлетворен этим. Ему хочется про­ яснить все, что уже давно ясно. И тогда рождается фальшь и нарочитость. Пио­ нервожатый вдруг слышит вздрагиваю ­ щий голос Володьки: «А я ведь знал... гроза будет... баро­ м етр у меня... отец купил в городе по­ дарок... с утра на «дожде» стоит, я по­ этому и... плащ взял» . Наконец, молодому писателю следует подумать и о «взрослых» героях своих рассказов. И Николай Ефимович, и Та­ рас Иванович, и товарищ Мостовой, и тетя Аня, и все другие, кто пытается в какой-то степени воздействовать на р е ­ бятишек, у , С. Наумова лишены своего характера. Думается, что в последующей работе молодой писатель сумеет избежать по­ добных ошибок. А. Ф айб уш еви ч .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2