Сибирские огни, 1957, № 2
заметил , что совершил настоящий под виг — он трудился не для себя, а для людей . Именно в этом и видит С. Н ау мов мужество своего героя. Итак, подвиг человека — в труде. Та ков вывод. Д елается он не прямо, назой ливо, а по мере постепенного знакомства •с миром чувств, отношений, борьбы ма л ен ь ки х героев. С Валеркой рядом в книге живет и Тимка («Тимкина придум ка»), Он вечно что-то изобретает. К со жалению, единственно, кто понимает и ценит его поиски, — это маленькая се стренка Анчутка. Но Тимку нель зя оста новить. Его беспокойная мысль беспре рывно ищет: К акая радость охватывает .мальчика, когда его идея, о блоках нахо дит поддержку у прораба на воскресни ке по строительству школы. Тимка готов сд ел ать что угодно, лишь бы увидеть свою «придумку» осуществленной. Гораздо трудней приходится Саньке и Димке •— героям рассказа «Дальнее путешествие». Какому мальчишке не хо чется совершить дальнего путешествия, да еще на сверкающей «Победе»! Сань ке и Димке предоставляется возмож ность его совершить. Но вот беда: в этот день все школьники идут на воскресник, н а копку картофеля. Правда, воскрес ник — дело добровольное, однако... И уж е далеко отъехавшие на машине ре бята начинают испытывать чувство сты да перед своими товарищами. Что из то- то, если они даже привезут от деда Ни- канора улей, заказанный ему школой? П ет , их это не оправдает. Не выдержав, ребята рассказывают ' дяде Тарасу о сво и х «страданиях» . Конец рассказа пронизан хорошим светлым юмором, который так необхо дим. в произведениях для детей и кото рого, кстати, слишком мало у С. Нау мова. Не все в первой книге писателя равно ценно и удачно. Например, в рассказе «Случай н а улице Советской», пожалуй, больше, чем в других рассказах (за ис ключением «Голубого конверта»), ощути мы искренность, теплота, задушевность. Наташа, живущ ая на пятом этаже , влез л а н а подоконник вместе со своим лю бимым Мишкой «смотреть маму», кото рая ушла на телеграф . Но мама долго не возвращ алась , и утомленная Наташа уснула. Первым задремавшую девочку увидел Володька Лапин, ее сосед по квартире . И вот уж е «на тротуаре нет спешащих по своим делам людей, не ви з ж ат ребятишки у фонтана, не сигналят автомобили, не звенят трамваи — боят с я разбудить девочку. Десятки людей побежали к телефонам и звонят в мили цию, в пожарную и скорую помощь». М аленькая сценка, но как много ска зано ею! Не следовало, на наш взгляд, вклю чать в сборник рассказ «На рыбалке». • Он скучен, неинтересен, да и тематиче ски не связан с тем, что хотел сказать С. Наумов своими коротенькими новел лами. Это — просто отдельная бытовая картинка, вялая и неопределенная по мысли. Легко в рассказах С. Наумова заме тить я ненужные длинноты. Особенно это чувствуется в конце повествования. Писатель как будто не решается поста вить точку, а ищет чего-то еще, хотя действие уже закончено. В рассказе «Подвиг Валерки Горина» мальчик дав но уже преодолел свою слабость, совер шил то, что делает его мужественным и сильным. Но автору этого недостаточно. Он вводит искусственную сцену беседы Валерки с Любой, чтобы в ней обяза тельно сообщить, как реагировал на по ступок мальчика Николай Ефимович. Разве в данном случае важно, как дума ет о Валерке учитель? Важней другое — понимание героем нужности его труда. Совершенно фальшива и нарочита концовка рассказа «В грозу». Володька Лапин, пренебрежительно относящийся к своим товарищам, на уборке проса на чинает понимать свою ошибку. Начав шаяся гроза, о которой мальчик знал по барометру, застает его вместе с другими ребятами за работой. Володька пре дусмотрел эта: он взял с собой плащ, но случайно потерял его. Однако ребята и Сережа-пионервожатый заботливо ук рывают его от дождя. В душе мальчика просыпается теплое отношение к своим товарищам. Казалось бы, все. Перелом произошел — это ведь самое главное, и здесь можно писателю поставить точку, предоставив возможность читателю само му сделать вывод. Но С. Наумов не удовлетворен этим. Ему хочется про яснить все, что уже давно ясно. И тогда рождается фальшь и нарочитость. Пио нервожатый вдруг слышит вздрагиваю щий голос Володьки: «А я ведь знал... гроза будет... баро м етр у меня... отец купил в городе по дарок... с утра на «дожде» стоит, я по этому и... плащ взял» . Наконец, молодому писателю следует подумать и о «взрослых» героях своих рассказов. И Николай Ефимович, и Та рас Иванович, и товарищ Мостовой, и тетя Аня, и все другие, кто пытается в какой-то степени воздействовать на р е бятишек, у , С. Наумова лишены своего характера. Думается, что в последующей работе молодой писатель сумеет избежать по добных ошибок. А. Ф айб уш еви ч .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2