Сибирские огни, 1957, № 2

а не в р езуль тате показа изменений ха­ рактера и анали за психологии. Два остальных р асск аза сборника — «Пыль» и «До чего колючи ерши», со­ держ ащ ие в себе элементы сатиры , — ■страдают по сути дела теми ж е недо­ статками . Они говорят о жизни у зко ог­ раниченно, не выходя за пределы данно­ го конкретного ф акта , положенного в ос­ нову их содержания. Сопоставление лучшего и слабых р ас ­ сказов А. Трескова поучительно в том отношении, что дает наглядную возмож ­ ность судить о бесплодных попытках (не только этого автора) подменить обоб­ щ енн ую правду искусства частной прав ­ дой информации. Борис Рясенцев. СИБИРСКАЯ ЧАСТУШКА Ч астуш ка — самый популярный жанр -народной поэзии. Она прочно вошла в ■быт советской молодежи. Нет такого уголка , где бы ни звучали бойкая и за ­ дорная частушка или лирические де­ вичьи «страдания» . Частуш ка быстро и ярко откликается на вс е явления общественной жизни. Она красочна, жизнерадостна и многооб­ разна- по своему содержанию. Каждый район, к аж д ая область нашей ■страны оставляет свои «следы» в совре­ менной частушке, наполняя ее местным материалом . Частушки с этим местным колоритом особенно дл я нас ценны. Они свидетельствуют о многообразии нашей культуры , о богатстве содержания ж и з ­ ни советских людей, об их социалистиче­ ском труде, о любви к родному краю, к его природе. Д оказательством этого служ ат два сборника сибирских частушек , состав­ ленных преподавателем А. В. Ермачен- ко и изданных Новосибирским област­ ным Домом народного творчеств а1. Всего в сборниках около 500 часту­ шек, собранных в районах Новосибир­ ской области и Алтайского края . Среди этого м атери ал а есть общеизвестные ча­ стушки, попавшие в сибирский репер ­ туар и з газет , отдельных сборников, че­ рез радио , самодеятельны е художест­ венные бригады и т. д. Но есть и ча­ стушки местные, рассказывающие о пре­ образовании Сибири. По сборникам А. Гуревича и JI. Элиа- сова мы зн али сибирскую частуш ку вре ­ мен гражданской войны , о новой д ерев ­ н е , о новом быте советских людей. В сборниках А. Ермаченко появилась ча­ стуш ка о современном преобразовании Сибири, о строительстве гидростанций, 1 Ч а с т у ш к и С и б и р и . Составил Ер­ маченко А. В. Новосибирск, 1954, стр. 54. Ч а- :с т у ш к и С и б и р и , составил Ермаченко А. В., вып. II, Новосибирск, 1956, стр. 122. о возделывании целины, о внедрении в производство ценной культуры — куку­ ру зы и т. д. Обь в упряжку запряжем, Будем, править, как конем. Скоро всю Сибирь зальем Электрическим огнем. Хороши сатирические частушки , по­ могающие бригадам бороться со своими лодырями , нарушителями трудовой дис­ циплины, мешающими в работе. Ч а ­ стушка — острое орудие критики. Сила воздействия ее огромна. Она задорно, а нередко и ядовито высмеивает про ступки нерадивых работников, бичует их, заставляет исправиться. Я Николу-коневода Не люблю фактически, Он в колхозе первый лодырь. Пьет систематически. Про колхозную работу Уля забывает. На неделе по три раза В Кулунде бывает. Не пора ли, Уля, вам С рынком рассчитаться. Всю торговлю прекратить, За работу взяться. Тема любви в современной сибирской частушке дается по-новому: новые взаи­ моотношения молодежи выдвинули но­ вую лиричёскую частушку. Девушка требует от своего милого, чтобы он был хорошим производственником н а заводе, в колхозе, лучшим бойцом в армии. Люблю милого за ласки. За походку и за глазки. За веселый разговор И за то, что комбайнер. Пойду, елочку срублю Для нового наличника. Третью зимушку люблю Сережу-пограничника. В связи с изменением всего общест­ венного уклада и подъемом культуры народных масс, с возникновением новых понятий и явлений, расш иряется не только тематика, но и словарь частуш ­ ки, обновляется ее стиль. Очень важна задача — собрать все эти новые частушки и дать массовому читателю и исполнителю. Но при изда­ нии их необходим тщ ательный отбор, что не всегда соблюдается состави теля ­ ми сборников. Есть слабы е частушки и в сборниках А. Ермаченко . Составитель не был сгрог при отборе материала. Его сбила ак ту ал ьн а я тематика. Она заслонила со­ бой бесхудожественность частушек. Особенно много таких слабых образцов в первом сборнике, изданном в 1954 го­ ду. Зачем помещать такую частушку: Наша армия родная — Армия народная. Как одна семья большая. Двухсотмиллионная.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2