Сибирские огни, 1957, № 2
рез столкновения Рыпалова с одним, вто рым, третьим пассажирами и должен (по замы слу автора) Лазорин прийти к выво ду о том, какие замечательные люди, ра ботают в этих глухих местах. Но конкретное сюжетное воплощение замысла столь же упрощенно и прими тивно, как и искусственное противопо ставление «оценочных» фамилий симпа тичного Лазорина и противного Рыпа лова. , С удивительным однообразием рисует А. Тресков эпизоды «посрамления» Ры палова. Претендуя на место в шоферской к а бине (на том основании, что он не кто- нибудь, а «уполномоченный»!), Рыпалов оскорбляет неизвестную ему старушку , считая ее. спекулянткой . Когда же вы яс няется что с к р о м н а я с т а р у ш к а —• это заслуж енная учительница, инспектор районо, ездивш ая проверять школы, — «Рыпалов стиснул челюсти и надвинул шляпу на глаза» . Затем , узнав, что пре зираемый им, как и все другие пассажи ры, с к р о м н ы ы й м у ж ч и н а в д о ж д е в и к е — известный ученый, большой специалист по животноводству, посланец Сельскохозяйственной Акаде м и и , — «Георгий Рыпалов нахмурился». Д алее , неожиданно убедившись, что с к р о м н а я д е в у ш к а , которую он не пустил в кабину, любима населением района, как знающий и самоотвержен ный врач, — «Рыпалов покраснел и по тупился» ... Заданная нехитрая схема грубо выпи рает! Будто не доверяя читателю, ав тор чрезвычайно назойливо и много кратно внушает ему «мораль»: скром ность — украшение значительной лич ности, наглость — удел ничтожества. Не спутайте, товарищи читатели, распозна вайте значительных и ничтожных по это му признаку! Что ж е касается А лексея Лазорина, то уж е не похвальная скромность, а не кое розовое благолепие — единственная черта, которой наделил его автор. Кон кретная индивидуальность этого героя рассказа остается по сути никак не раскрытой. В первом абзаце Алексей, сойдя на маленькой степной железнодо рожной станции, испытывал чувство гру сти, а в последнем — в р езультате ав томобильного рейса с людьми, посрамив шими Рыпалова , он испытывает чувство успокоения: «Вот она какая , здешняя глушь!». О «Дороге в горы» говорилось столь подробно потому, что этот рассказ , к со жалению, не единичное явление в нашей литературе , особенно среди произведе ний начинающих писателей. Конечно, подобные рассказы могут дать общее представление о том, какие характерные для нашей действительности изменения происходят в «медвежьих углах» стра ны, но ведь это — в лучшем случае — лиш ь правда информации! Схематическое воспроизведение ф ак та, как такового, составляет и основу рассказа «Главное». В первом абзаце врач-гинеколог Борис Григорьевич, раз мыш ляя о своей несчастной семейной жизни, о постоянных ссорах с женой, пы тается философски обосновать внутрен нюю противоречивость человека и объ яснить этим возможность ссор любящих существ. Но он обрывает эти рассужде ния: «Психика — нескончаемый лаби ринт, заберешься в катакомбы и заблу дишься...» Однако, именно убедительного психо логического анализа, то есть главного, и не хватает «Главному». Автор опять- таки информирует нас о том, что, про слушав неожиданную исповедь мужа своей пациентки, человека, потерявшего зрение, но нашедшего идеально относя щуюся к нему зрячую жену (надо ска зать, что монолог слепого слишком уж литературен, почти лишен устной инто нации), . Борис Григорьевич мгновенно все понял в своей семейной жизни. И тут же решил ее упорядочить. Что ж, случаются в жизни быстрые психологические сдвиги, важно толцко проанализировать их убедительно, что А. Треекову не удается. Получилось все очень прямолинейно^ Вначале, задумы ваясь о причинах ссор, Борис Григорье вич вспоминает, упреки жены. «Не подве зены дрова, не сдан в ремонт холодиль ник, не исправлен кран водопровода». Герой рассказа возмущен: «Кто Же я: врач или завхоз?» А последние фразы произведения — вот они: «...Тепло по прощавшись с ним (слепым. — Б . Р.), Борис Григорьевич поспешил домой. Весь остаток вечера он провозился в кухне, ремонтируя водопроводный кран». Эта «деталь» и должна свидетельство вать о перестройке плохого мужа. Но, право же, читатель не верит ни в молниеносное педагогическое воздей ствие исповеди слепого, ни в то, что слишком непосредственные «оргвыво ды», сделанные героем рассказа , приве дут к прочному благоденствию в его семье. Беда в том, что А. Тресков снова удовольствовался примитивом, не захо тел искать чего-то нового в, казалось бы, общеизвестном, как это сделал он в «Ж а воронки поют». То ж е можно сказать и о рассказе «Минимум». Образ колхозной сплетницы и спеку лянтки Матрены Лыткиной содержит в .себе по-настоящему живые черты, под меченные взором художника. Мы ее ясно видим и слышим, — и это еще раз свидетельствует о творческих возможно стях А. Трескова. Но он не дал себе труда решить до конца возникшую перед ним задачу. П е рестройка Матрены, захотевшей вдруг честно работать, предложена читателю уже в качестве «приписки» к характеру .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2