Сибирские огни, 1957, № 2

пещут , купаясь в солнечных лучах , ж а ­ воронки и поют свою песню без устали ...» . В небольшой книжке молодого барна­ ульского прозаика А лександра Тр есков а1 привлекает внимание читателя рассказ «Ж аворонки поют», начало которого процитировано выше. Преувеличением было бы ск а зать , что автор вторгается в какую-то совершенно новую сферу жизни и раскры вает нечто существенно новое, доселе никак не затронутое его старшими собратьями по перу. И тем не 1менее ощ ущ ение «открытия» читатель испытывает , и теплое чувство благодар­ ности к автору не о ставляет его. О чем же идет речь в этом рассказе, вернее , стихотворении в проз§, пронизан­ ном волнующей лирической интонацией и подкупающей душевной искренно­ стью? На первый взгляд , автор говорит лишь о том, как пожилой бригадир поле­ водческой бригады Антон Егорович, до­ гадавшись, что молоденькая колхозница Аня Лобкова любит тракториста Михаи­ ла Снеткова, не хочет расставаться с любимым и п о э т о м у просит не отпу­ скать ее и з бригады на далекую пасе­ ку, — этот бригадир идет навстречу ее желаниям и реш ает «уступить» из брига­ ды другого человека. И видя, как благо­ дарны ему Аня и Михаил, радуется со­ вершенному. Вот как будто и все. Но это как р а з тот случай , когда содержание рассказа больше и глубже, чем его сю­ жет. «Ж аворонки поют» — рассказ о чуткости к человеку , о сочувствия его переживаниям , об уважении простого и великого права на любовь и счастье. «Подумаешь, любит, тоже мне :— у в а ­ жительная причина!» — разве не про­ м елькнула бы така я мысль у многих ру ­ ководителей бригады, треста , института, то есть у людей, действительно очень за ­ нятых , несущих ответственность за свой участок работы? И они, конечно, были бы правы ... ф о р м а л ь н о ! Более того, они оказались бы правы и по существу, если бы девуш ку невозможно было зам е ­ нить кем-то другим, находящимся в ином положении. Но часто ли мы даем себе труд задум аться над этим и среди важ ­ ных, неотложных дел искать какого-то выхода с целью помочь такой вот Ане? Для героя ж е рас ск а з а «Жаворонки поют» любовь подчиненного ему челове­ ка — «причина уважительная»! И то об­ стоятельство , что своеобразным акком ­ панементом к действию звучит часто по­ вторяющ аяся в разны х вариантах мысль: «А жаворонки поют! А жаворонки зали ­ ваются!..» — лишь подчеркивает дву- плановость произведения: это рассказ о весне в природе и весне чувств, рассказ о том, что гуманизм начинается с «мело­ чей», с того, чтобы понять настроение человека. 1 А. Т р е с к о в . Р а с с к а з ы. Алтай­ ское книжное издательство. Барнаул, 1956 г. Вот этой двуплановости, объемности, к сожалению, не хватает остальным про­ изведениям сборника. Среди них относительно наиболее удачным представляется рассказ «На озере Ивняковом» — о мальчугане Ко­ сте, познакомившимся на рыбалке с ин­ тересным человеком , профессию которо­ го Костя никак не может разгадать . Д ядя Андрей удивляет и «приворажива­ ет» мальчика исключительной серьезно ­ стью в разговорах с ним. Андрей Михай­ лович рассказы вает Косте массу инте­ ресных вещей, обнаруживая знакомство с различными науками, и ряд страниц р ассказа действительно обладает позна­ вательным значением. Психология м аль ­ чика, его мировосприятие изображены правдиво. Увлекательны ночевки на бе­ регу и самые сцены рыбалки. Довольно живописны пейзажи... И все же, заканчивая чтение расска­ за, убеждаешься , что он перегружен . (грех, свойственный, впрочем, многим произведениям нашей детской литерату­ ры) дидактичностыо, настойчивой нази ­ дательностью , тем, что можно назвать «голой агитацией» ребенка. Этой — и только этой — цели служит и основная сюжетная пружина: Костя мечтает стать моряком и убежден, что ему нисколько не нужны некоторые науки, вроде зооло­ гии, а в финале узнает, что Андрей Ми­ хайлович, впервые по-настоящему заин­ тересовавший Костю зоологией, не кто иной, как именно морской офицер, да ещ е Герой Советского Союза. «Под зан а ­ вес» дядя Андрей обращ ается к мальчи­ ку с нравоучительным наставлением на тему о том, что-, независимо от будущей профессии, школьник должен хорошо учиться и много читать. И становящ ая ­ ся, в конце концов, совершенно ясной однолинейность, узко служебная цель р ассказа досадно снижает его ценность! Небезынтересен и в принципе плодо­ творен замы сел рассказа «Дорога в горы». Это •—• еще одно из довольно много­ численных произведений о знакомстве разных людей и раскрытии их сущности в совместном пути, —в вагоне ли поез­ да, на самолете, в автобусе и т. д. Свое­ образие замысла А. Трескова состоит в том, что автор решил показать происхо­ дящ ее с двух очень разных углов зр е ­ ния: что за люди едут по горной доро­ ге в кузове автомашины — об этом узнают и по-своему реагируют одновре­ менно положительный и отрицательный герои рассказа . Правда, одному из них — Лазорину , молодому специалисту, впервые едущ е­ му из города в глушь, автор отводит роль лишь заинтересованного наблюдате­ ля , накапливающего радостные для себя впечатления, а другого — уполномочен­ ного какого-то треста , сам оув еренно го . хама Рыпалова , наделяет функциями активного «действователя» . Именно че­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2