Сибирские огни, 1957, № 2
пещут , купаясь в солнечных лучах , ж а воронки и поют свою песню без устали ...» . В небольшой книжке молодого барна ульского прозаика А лександра Тр есков а1 привлекает внимание читателя рассказ «Ж аворонки поют», начало которого процитировано выше. Преувеличением было бы ск а зать , что автор вторгается в какую-то совершенно новую сферу жизни и раскры вает нечто существенно новое, доселе никак не затронутое его старшими собратьями по перу. И тем не 1менее ощ ущ ение «открытия» читатель испытывает , и теплое чувство благодар ности к автору не о ставляет его. О чем же идет речь в этом рассказе, вернее , стихотворении в проз§, пронизан ном волнующей лирической интонацией и подкупающей душевной искренно стью? На первый взгляд , автор говорит лишь о том, как пожилой бригадир поле водческой бригады Антон Егорович, до гадавшись, что молоденькая колхозница Аня Лобкова любит тракториста Михаи ла Снеткова, не хочет расставаться с любимым и п о э т о м у просит не отпу скать ее и з бригады на далекую пасе ку, — этот бригадир идет навстречу ее желаниям и реш ает «уступить» из брига ды другого человека. И видя, как благо дарны ему Аня и Михаил, радуется со вершенному. Вот как будто и все. Но это как р а з тот случай , когда содержание рассказа больше и глубже, чем его сю жет. «Ж аворонки поют» — рассказ о чуткости к человеку , о сочувствия его переживаниям , об уважении простого и великого права на любовь и счастье. «Подумаешь, любит, тоже мне :— у в а жительная причина!» — разве не про м елькнула бы така я мысль у многих ру ководителей бригады, треста , института, то есть у людей, действительно очень за нятых , несущих ответственность за свой участок работы? И они, конечно, были бы правы ... ф о р м а л ь н о ! Более того, они оказались бы правы и по существу, если бы девуш ку невозможно было зам е нить кем-то другим, находящимся в ином положении. Но часто ли мы даем себе труд задум аться над этим и среди важ ных, неотложных дел искать какого-то выхода с целью помочь такой вот Ане? Для героя ж е рас ск а з а «Жаворонки поют» любовь подчиненного ему челове ка — «причина уважительная»! И то об стоятельство , что своеобразным акком панементом к действию звучит часто по вторяющ аяся в разны х вариантах мысль: «А жаворонки поют! А жаворонки зали ваются!..» — лишь подчеркивает дву- плановость произведения: это рассказ о весне в природе и весне чувств, рассказ о том, что гуманизм начинается с «мело чей», с того, чтобы понять настроение человека. 1 А. Т р е с к о в . Р а с с к а з ы. Алтай ское книжное издательство. Барнаул, 1956 г. Вот этой двуплановости, объемности, к сожалению, не хватает остальным про изведениям сборника. Среди них относительно наиболее удачным представляется рассказ «На озере Ивняковом» — о мальчугане Ко сте, познакомившимся на рыбалке с ин тересным человеком , профессию которо го Костя никак не может разгадать . Д ядя Андрей удивляет и «приворажива ет» мальчика исключительной серьезно стью в разговорах с ним. Андрей Михай лович рассказы вает Косте массу инте ресных вещей, обнаруживая знакомство с различными науками, и ряд страниц р ассказа действительно обладает позна вательным значением. Психология м аль чика, его мировосприятие изображены правдиво. Увлекательны ночевки на бе регу и самые сцены рыбалки. Довольно живописны пейзажи... И все же, заканчивая чтение расска за, убеждаешься , что он перегружен . (грех, свойственный, впрочем, многим произведениям нашей детской литерату ры) дидактичностыо, настойчивой нази дательностью , тем, что можно назвать «голой агитацией» ребенка. Этой — и только этой — цели служит и основная сюжетная пружина: Костя мечтает стать моряком и убежден, что ему нисколько не нужны некоторые науки, вроде зооло гии, а в финале узнает, что Андрей Ми хайлович, впервые по-настоящему заин тересовавший Костю зоологией, не кто иной, как именно морской офицер, да ещ е Герой Советского Союза. «Под зан а вес» дядя Андрей обращ ается к мальчи ку с нравоучительным наставлением на тему о том, что-, независимо от будущей профессии, школьник должен хорошо учиться и много читать. И становящ ая ся, в конце концов, совершенно ясной однолинейность, узко служебная цель р ассказа досадно снижает его ценность! Небезынтересен и в принципе плодо творен замы сел рассказа «Дорога в горы». Это •—• еще одно из довольно много численных произведений о знакомстве разных людей и раскрытии их сущности в совместном пути, —в вагоне ли поез да, на самолете, в автобусе и т. д. Свое образие замысла А. Трескова состоит в том, что автор решил показать происхо дящ ее с двух очень разных углов зр е ния: что за люди едут по горной доро ге в кузове автомашины — об этом узнают и по-своему реагируют одновре менно положительный и отрицательный герои рассказа . Правда, одному из них — Лазорину , молодому специалисту, впервые едущ е му из города в глушь, автор отводит роль лишь заинтересованного наблюдате ля , накапливающего радостные для себя впечатления, а другого — уполномочен ного какого-то треста , сам оув еренно го . хама Рыпалова , наделяет функциями активного «действователя» . Именно че
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2