Сибирские огни, 1957, № 2
стигнута не лобовым обобщением, а ху дожественным приемом: концентрацией единственно нужных черт, отстранением всего неглавного. По-видимому, дед Андрей жил в дерев не или хотя бы имел избенку возле боло та, возил куда-то коряги, получал за них какой-то заработок и т. д. Но поэт закон но отсекает все подробности его жизни. Он нагнетает главное, решающее: адский труд в болоте, который не дает права на человеческую жизнь и даже на челове ческую смерть: Поминайте!.. Болотная топь Больше струйками в деда не брызнет. Чем рельефней , детализированней вы деляется это главное, тем больше выра стет оно до обобщения. Собственно, в этом и заключается идейная сила н а стоящего художественного образа. Молодой крестьянский парень, кузнец Алексеич запомнил на всю жизнь «хрип лый, простуженный зов коренастого деда Андрея». Он в это время стал слагать первые стихи «под мерный трезвон мо лотка и стальной наковальни» , и «на но ты — на стук молотков» положил «зов» деда. Это вступление зачинает широкий эпи ческий рассказ о приобщении простого крестьянского парня к революционным рабочим, к большевикам, о его участии в революции 1905 года, о его любви к революционерке Зине. Отрывочные эпизоды первых двух глав постепенно переходят во все более широкий и цельный поток повествова ния. Такое композиционное решение чут ко найдено поэтом. Оно единственно со ответствует поэтической задаче, правде развития характера главного героя. Н. Алексеев на протяжении всей поэмы возвращ ает нас к этим отрывкам. И возвращение к ним помогает понять, как изменяется герой, как по-новому воспринимает он свое прошлое. То, что в первых главах целиком заполняло его жизнь, становится теперь только деталя ми в новом, широком восприятии дейст вительности. В Петербург погнала парня нужда, мечта заработать себе хоть на лошадь, «на конька». Алексеич поступает на за вод и знакомится со старым рабочим, большевиком, тоже кузнецом — Ионы чем. Он рассказы вает своему новому учителю, что составляет стихи, играет на свирели, которую сам сделал . Ионыч говорит Алексеичу: Деревенский ты... Яблони цветь... И в очах пламя зорь не погасло. Если петь, то уж надобно петь. Понимаешь ли, голосом класса. Парень недоумевает, что это за пенье такое — голос класса! Ионыч рассказы вает о рабочем классе и о капитале. Этот урок «политграмоты» органично входит в поэму, потому что он вытекает из правдивого разговора, из конкретных ' отношений двух людей. Такая конкрет ность отношений Ионыча к самым р а з личным людям и событиям делает его образ живым, объемным, чему способст вует и его я зы к — грубоватый, точный, афористичный. Мы ощущаем отеческую заботу Ионыча об Алексеиче, гневную насмешку в адрес гапоновца Федулкина, любовное, с оттенком нежности, воспо минание о встрече с Лениным на Втором съезде РСДРП . Ионыч гибнет на баррикаде. Умирая, он говорит Алексеичу: — Попрощаюсь с тобой. Наклонись, — прознес тихим басом. — Если петь, то завет тебе, пой. Понимаешь ли, голосом класса. Ты возьми-ка мой молот, браток. Послужи кузнецу-побратиму. Сиротиною стал молоток, Приголубь, приласкай сиротину. Эту просьбу мы воспринимаем не про сто как передачу инструмента. Это за вещание революционера, передающего свое оружие. И. Алексеичу уже незачем спрашивать, что такое — голос класса. Он встает над баррикадой, он играет, зная , что «битвам песни нужны, как патроны». Тут лады по числу голосов — Нежных, грубых, подслушанных где-то... Ветвь взята из далеких лесов. Потревоженных зовами деда. Образ замученного деда Андрея вдруг властно встает над баррикадой, вливает с я в тему революционной борьбы. Это сделано одной строчкой, но переклик по лучается широкий. И Алексеич совсем уж е не тот, что был раньше, иные обра зы рождает его игра, теперь это не толь ко кузнечные искры: Пальцы ловко к ладам от ладов. Как солдаты, вели перебежку... Сталь звенела... Удар молотков... С боевою пальбой вперемежку. Таким глубоким смыслом Н. Алексеев наполнил почти все образы своей поэмы. Вот он описывает нищенскую жизнь Ти мофея: Дымный дом назовем шалашом, Кособоким, склоненным и низким... Щи хлебали ольховым ковшом Из ольховой нетесаной миски. При расстреле царем мирной демонст рации гибнет сын Тимофея, последняя надежда на милость царя убита. Беды его жизни не только продолжаются, но превращ аются в трагедию. Знать, беда не приходит одна — Беды нижутся сами на снизку... Промочи горло горем! До дна Дохлебай ты ольховую миску...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2