Сибирские огни, 1957, № 2
тельности. Но мы видим, как разнообраз но и вовсе не «эстетски» сумел исполь зовать их поэт. С их помощью он эмоци онально насытил эпическую картину Оби, поэтически конкретизировал публи цистическую мысль о связи охоты с подготовкой к обороне Родины, нарисо вал своеобразный пейзаж , поднялся до поэтического обобщения в мыслях о пре образовании Сибири. Больше того, если мы обратимся к прошлому, то вспом ним, что именно эти впечатления по могли ему выразить народную любовь к В. И. Ленину в стихотворении «Ленин на тяге» , а если забежим вперед, то убе димся, что сильный образ Тимофея в поэме «П ервая баррикада» тоже насы щен ими. Подчас много у нас говорили о темах, о материале, положенном в основу про изведения, и слишком мало об идеях, о мы слях и об их художественном вопло щении. А ведь настоящий художник на любом материале сумеет поднять боль шие проблемы , высказать глубокие мыс ли, быть борцом за коммунистические идеалы. А не художник, халтурщик- конъюнктурщик, опошлит любую тему. Можно мелко и глупо написать о заводе, и можно значительную пользу коммуни стическому воспитанию принести лири ческим описанием пейзажа. Мы ни в коей мере не отрицаем важ ности темы. Есть в нашей действитель ности такой жизненный материал, кото рый имеет всемирно-историческое зна чение. Например, великий образ В. И. Ленина, тема Коммунистической партии, деятельность рабочего класса, взявш его власть в свои руки, судьбы колхозного крестьянства. Это темы, если можно так выразиться , эпохальные, достойные эпопей. Их н ель зя сравнить с теми частными темами, которые так на доедливо навязывались литераторам в некоторых критических статьях. Но для того, чтобы браться за эти ве личественные темы, поэту необходима самостоятельность мысли, внутренняя раскованность, свободное использование всего богатства поэтических средств. Как мы видим, все это постепенно на капливалось в творчестве Н. Алексеева — через эпику «Партизан» и «Каменной бабы», психологизм «Сна Володи» и «Матери», через формальные поиски «Встречи» и послевоенных охотничьих стихов, через лирику «Огоньков» и глу бокое раздумье «Возвращения» . И вот в 1955 году появляется поэма «П ервая баррикада» — произведение значительное и по теме, и по идее, и по художественному мастерству. В этой поэме Н. Алексеев пустил в дело, переплавил , переосмыслил весь свой богатейший поэтический опыт. Еще в стихотворении «Бродяга» возникала какая-то туманная «незнакомка» , по встречавш аяся русскому парню на его тернистом пути. В «Первой баррикаде» Алексеич по дороге в Петербург встре чается с незнакомкой. Но здесь она изо бражена реалистически, ее образ конт растно оттеняет в дальнейшем образ Зи ны, через отношение Алексеича к этим двум женщинам мы ощущаем рост само го героя. Помнится нам странное стихотворение «Змея» . И в поэме появляется змея, то же, так с к а з а т ь /в качестве положитель ном. Но. здесь этот образ тоже использо ван реалистически: Тимофей в бреду вспоминает охотничье поверье, что если змею пропустить через ствол ружья, то ружье будет бить без промаха. Вновь возникает в поэме Париж, доро гой сердцу Н. Алексеева город, о кото ром он ничего не писал со времени сти хотворения «Твой отец был солдат ба тальона Марти» (1938 год). Охотничьи черты в образе Тимофея, о которых мы уже упоминали, еще боле.е одухотворяют его: Поклонился убийца тому, Кто стволы продувал, дымом вея. Не другому кому, а ему — Поклонился жандарм Тимофею. По-охотничьи он: бух да бух... У иного лишь щельканье плети... У него — бух да бух! — Сразу двух Тимофей по кокардам дуплетил. В поэме «Первая баррикада» Н. Алек сеев словно вдохнул в душу своей поэ зии всю свежесть восприятий раннего творчества, вновь обрел художническую смелость и изобретательность. Поэма начинается краткими, отрывоч ными эпизодами, в которых рисуется жизнь нищей деревушки на берегу реки Синей, возникает образ коренастого деда Андрея, промышлявшего на далеком бо лоте «корчеваньем коряжистых пней», происходит знакомство читателя с глав ным героем — крестьянским парнем Алексеичем, от имени которого идет все повествование. Очень зримо встает перед нами дед Андрей со всей своей многотрудной судь бой, хотя ему не посвящено и тридцати строчек. Это — голодный, простужен ный, полубольной богатырь. Ел он «кар- тошку-синёшку да щи, корни трав шли порой на потребу». А неизбывной силы в нем — множество. Воля бы его, так он — Повернул бы болото вверх дном, Кабы вручину ладную в руки. Умер дед Андрей, «корягу обняв, даже вздоха тоски не позволя». И вот мы начинаем воспринимать бо лото в широком, идейном смысле, как символ всей крестьянской жизни. Но если бы поэт ск а зал нам прямо: «Деда засосало, задушило болото помещичьей эксплуатации», — то это не произвело бы на нас ни малейшего впечатления. Эмоциональность идейного подтекста до-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2