Сибирские огни, 1957, № 2
1/4 А. НИКУЛЬКОВ ющих он виновен. Отсюда его равнодуш н ая покорность и ж елание держ аться в тени. Однажды жена, разозленная про делками Харитона, столкнула его в реку в полном охотничьем обмундировании. Он молча вылез из воды и с виноватым видом продолжал следовать за своей сер дитой женой. Но где-то в душе Харитона звучит хо рош ая струна. Он блестящ е использовал свои охотничьи навыки, когда всей де ревней били волков, и скромно остался в тени. Скромность в хорошем деле — очень органичная для Харитона черта, и, может быть, именно благодаря ей у читателя остается впечатление, что Хорьков станет настоящим человеком. Н. Алексеев в прозе показал себя психо логом, мастером в изображении челове ческих характеров . И в прозе он остался поэтом. Рассказ «На озере» смело можно назвать стихо творением в прозе. Да и другие расска зы немногим менее живописны. В рассказе «Н аверняка» Н. Алексеев говорит: «Созерцание — непривычное дл я меня состояние». С этим можно со гласиться. Созерцание, как наблюдение над природой с глубоким раздумьем , свойственно, например , М. Пришвину. А в рассказах Н. А лексеева мало р а з думья, философского размышления. По этому они все-таки остаются в рамках традиционных охотничьих рассказов, которые есть чуть ли не у каждого си бирского писателя. В эти годы и в стихах поэт возвра щ ается к охотничьей тематике, продол ж ая ломать свои давнишние «установ ки». Именно в стихах проявляется та не обходимая сила обобщения на основе конкретных деталей , которой не хватает в рассказах . В стихотворении «Обь» дана эпиче ская картина великой реки, ее индустри ального окружения . Она могла бы полу читься несколько отвлеченной, поверх ностной, если б ее не пронизали эмоцио нально-конкретные детали, личные впе чатления краеведа и охотника: Твои волны порою пусть холодом дышат. В путь пошел — путевые издержки терпи... Обласок опрокинув, устраивал крышу И постель в ветровой барнаульской степи. От точного знания действительности, от личного ее восприятия идет и геогра фическая точность, которая в общем кон тексте тоже, воздействует художественно: Обласок осторожный, ничем не рискуя, В тихий час я спускаю до светлой Ини, До моста, где в Чулым и сюда — на Инскую Колесила дорога сквозь ночи и дни. Публицистическую мысль содержит стихотворение «На военно-охотничьей базе» . Оно начинается своеобразно нари сованным пейзажем: Как в цветенье черемуха, после дождя Тальники были в белом кипенье, Где петляли, как заяц на лежку идя. Берега заливные Уени. Локально охотничье сравнение нахо дит поэт для изображения петляющих берегов речушки . Глубокий образ най ден и в первых строчках: для влюблен ного в природу охотника простецкие тальники к аж у тся цветущей черемухой. Это и эмоциональное отношение переда ет, и зрительно точно: белесые листья тальника к аж у тся ярко-белыми, когда косое заходящ ее солнце сверкает на них в росе, после дождя. В этих местах властвует птица. Она — Заставляет ползком капитана ползти, Сединой генерала склониться. Поэт говорит, что им., раненым, посе девшим офицерам , «пора бы забавы за бросить». Но дело в том, Что охотничье поле точь-в-точь На военное поле похоже, Что ружье на винтовку сменяем опять, Как в недавние гневные годы, Если Родине выпадет жребий позвать, Если грянет опять непогода. В стихотворении «Сибирское море» охотничьи впечатления органически сли ваются с размышлениями о будущем Оби, когда ее мощные воды пустят в ход турбины Новосибирской ГЭС. В стихо творении есть внутренняя заверш ен ность, композиционная замкнутость. Поэт идет с собакой и ружьем «в лесу березовом за Бердском» и видит в «кол ке» маленькую птичку — Чтоб ей напиться — велика И капля дождевой водицы Из необсохшего листка. Но одновременно он слышит «гуденье землесоса , как зов иного бытия». Скоро «река м едлительная наша» станет совсем иной, она разольется морем, над этим «колком» пройдут морские корабли. И я из тульской переломки Прощальный подаю дуплет. Дрожа листвой, лесные кромки Два раза ухнули в ответ. Это очень хорошая строфа, потому что в ней удивительно сочетаются и торжест венность салюта во имя будущего, и грусть расставания со знакомыми места ми. Она богата эмоциями. В концовке поэт снова возвращ ается к образу птицы, заверш ая мысль и давая ей широкое звучание: И здесь дневать пролетной птице. Чей клик могуч и взмах широк, Ей нужно море, чтоб напиться, А не березовый листок. Охотничьи впечатления всегда ограни чены, как и впечатления в любой другой специфичной области человеческой дея
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2