Сибирские огни, 1957, № 2
цесс создания и накопления новых поэ тических ценностей. «Возвращение» уже исполнено раз думья, критического взгляда на свой многолетний труд поэта. Лирический за чин создает настроение задушевности и легкой грусти, которая всегда сопутст вует посещению мест, где прошло дет ство: Где вы ныне, отческие дымы? Только вербы, ветви наклоня, ■Как чужие машут: — Мимо, мимо. Не признав за своего меня. За холмом, где залегла ложбинка. На шаги, замедленные чуть. Прибежала с берега тропинка. Предложив с дороги отдохнуть. В этих родных местах , ставших не много чужими, среди . старых верб, не при знавш их странника , поэт вверяется только тропинке, которая приведет к до м у отца: Я иду походкою мальчишки — То впробежку, то едва плетусь, На боку в суме дорожной — книжки. Будто школьник я... как будто бы учусь... Очень правдиво , что в краю детства, п еред встречей с отцом, старый поэт чувствует себя мальчишкой . И книги на ■боку вы гл яд ят по-школьничьи, хотя он н есет свои собственные, им самим напи санные , книжки . Сравнение со школьни ком подготавливает все остальное сти хотворение: старому поэту перед столет ним отцом , действительно , приходится д ерж а ть экзамен . С тарик упрекает сы на за то, что тот прожил много, а книг написал мало, хотя в детстве был приучен к труду — Лапти плел. Пусть дело невелико. Лыко было нужно мужику. И как слово в ладной книге, лыко Находило нужную строку. На упреки отца поэт отвечает: — Старость... Не находит лыко верных строк. В стихотворении «Возвращение» под нята тема, которой не так уж часто к аса лась наш а поэзия: о сущности литерату ры , о требованиях к ней со стороны н а рода. Старик-отец выдвигает целую про грамму литературных оценок. Ему не нравится,, что в книгах много слов «ж е ваных и жж ены х и з столбцов раску ренных газет» , что «книжонки» у нас вроде «пашни мелковатой» , за которую «не дал бы трудодня» , что нужны книги, достойные «трудовека , а не трудо дней». К сожалению , разговор отца с сыном остается незаконченным , внезапное по явление внука преры вает разговор и... стихотворение. Нам известно это стихотворение в пер вом, неопубликованном варианте. Оно не заверш алось появлением внука в послед ней строчке. Собирались другие сыновья, правнуки, разговор становился общим. Поэт смотрел на свою молодую родню, главой которой был его столетний отец, и Думал: Так шуми же, добрая дуброва, Отрастелка дуба одного. И в первом варианте поэт не до кон ца развернул свои мысли, не довел их до философского обобщения. Но вычер кивание концовки вместо ее углубленной доработки значительно обеднило сти хотворение. Кстати, до опубликования оно назы валось не банально — «Возвра щение», а теплей, оригинальней, с хоро шей поэтической аллитерацией — «Доб р ая дуброва». В «Возвращении» отобразилась внут ренняя борьба в сознании поэта: он уже хочет глубоко и искренне переосмыслить свое творчество и вообще судьбы поэзии, но ещ е не реш ается до конца расковать свою мысль , поднять ее до самостоятель ных обобщений. Мы помним, что Н. Алексеев, крити куя себя за «эстетический груз буржуаз ной поэзии», ссылался на те свои стихи, в которых были использованы охотничьи впечатления. И действительно, в течение ряда лет он почти совсем не касался «охотничьей» темы. Только в пятидеся тых годах вышли сборники «У костра», «Костры и зори», книжка для детей «Перепелка» . Но поэт свой богатейший опыт охотника и природоведа воплотил в прозаических рассказах . Для Н. Алексеева каждая деталь охо ты составляет невыразимое наслажде ние, а характеры людей прежде всего проявляются в их охотничьих качествах. С великолепным юмором изображена в рассказе «Комиссия» вся прелесть трудностей и приключений, которые встречаются на пути охотников. В ряде рассказов выведены полнокровные обра зы — доктор Серебрянский, юрист Ми ловидный, молчаливый умелец Уралов, сложный характер Харитона Хорькова. Это, так сказать , различные типы охот ников, богатые индивидуальными чер тами. Вот, например, Харитон Хорьков. Он браконьер, мелкий пакостник, который постоянно врет, чтобы выпутаться из разных неприятностей. Но врет он как-то равнодушно, а когда его все же разобла чают, то покорно принимает разоблаче ния. Он не злостный бандит. Он искренне убежден, что птица — ничья и никто никаких законов не может на нее уста навливать. Но если уж установили, и все вокруг согласны с этим, то Харитон пы тается всегда выкрутиться, отдать, так сказать , дань человеческой «несправед ливости». Хорьков не считает себя виноватым, но чувствует, что в глазах всех окруж а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2