Сибирские огни, 1957, № 2

«Мать» производит сильное впечатление. В нем Н. Алексеев куда ярче, чем во многих других стихах, проявил себя как психолог, как м астер трагических кра ­ сок. Но, одновременно, это стихотворение, написанное в зрелы е годы, с гораздо большим основанием, чем ранние его стихи, заслуживает названия декадент­ ского. Не говорит ли пример стихотворения • «Мать» ещ е ра з о том, что декадент­ ская поэзия чужда нам, прежде всего, своим мировоззрением , но вовсе не фор­ мой, не тонкописью, не блеском ювелир­ но отточенных образов? Сопоставляя психологичность образа Володи, лирику «Огоньков» и трагедий­ ность «Матери» , хочется сделать вывод: напрасно Н. Алексеев так мало подни­ м ал трагических тем, так редко создавал стихи, раскрывающие глубины душев­ ных переживаний и так много времени и сил отдал темам шаблонным, мыслям , до него разработанным , чувствам, л еж а ­ щим на поверхности. IV Послевоенные произведения Н. Алек­ сеева собраны в книжках стихов «И з ­ бранное» (1950 г.), «Поэмы и стихотворе­ ния» (1956 г.) и в сборниках охотничьих рассказов «У костра» , «Костры и зори». Стихотворные сборники, изданные по­ сле войны, тоже неровны , но в ряде сти­ хотворений намечаются новые тенден­ ции, происходит пересмотр отдельных взглядов в области поэтики, которые Н. Алексеев так решительно продеклари­ ровал в своем докладе в 1936 году. К сложным поэтическим средствам обращ ается Н. Алексеев в стихотворе­ нии «Встреча» . Героиня «Встречи» — простая русская женщина Татьяна . Во время Отечественной войны погибли на четырех русских рек ах — Дону, Неве, Двине и Волге — ее муж и трое сыно­ вей. Сейчас, после войны, двое млад­ ших ее сыновей строят ГЭС на Оби и Ангаре. Мы нащупываем какие-то индивиду­ альные черты Татьяны . В детстве ее про­ звали Авророй за румяные щеки и за то, что любила носить розовые платья. Сейчас, в зрелы е годы, уж е после пере­ житых бед, она продолжает сохранять в памяти свою первую любовь, помнить «ту пойму» и берег, «топтанный» вдвоем. Говорит Татьяна не особенно и зящ ­ ным, просторечным языком , за которым тоже ощ ущ аю тся ее жизнь и характер: «Душа материнская тужит... Берут свое годы, к тому ж. А все же пока, видишь, дюжа». Одной не осталось слезинки. Единой слезинки в запас. Но нас с первых строк уже настора­ живает изысканное прозвище — Аврора, не совсем подходящее для лексикона данного образа . А затем мы убеждаемся в явной нарочитости, когда замечаем , что автор св я за л судьбы шести близких для Татьяны людей с шестью русскими1 реками. Образ героини начинает раздваивать­ ся в нашем восприятии, терять свои ре­ алистические черты. Р ассказы в ая о- смерти старшего сына на Дону, Татьяна говорит: Я красной, как знамя, Авророй В донской отразилась волне. Второй сын погиб под Ленинградом на Неве: Я вижу себя отраженной С зарей заодно — наяву. Третий сын погиб за Двиною, и м ать ...долго глядела в нее. Найдя отраженные тучи И черное платье мое. Героиня превращ ается в символ, в к а ­ кой-то знак, веющий разными цветами— от боевого до траурного — над могила­ ми сыновей. Ее; просторечный лексикой вдруг разбивается олитературенными, рафинированными фразами . Образ создан эклектически, произ­ вольным смешением разных подходов к м атериалу . Это не прорыв реальности в символику, как часто бывает, например, у Блока. Это механическое сочетание р азных стилей. Стихотворение «Встреча» по художни ­ ческому методу напоминает те ранние стихи Н. Алексеева , в которых «погуто­ рим» соседствовали с «алыми зорями» и русалки перевивали свои ирреальные , неземные косы совершенно реалистиче­ ским «косоплеткой-волоконцем» льна. Н ел ь зя признать такой метод удач­ ным хотя бы потому, что механическое соединение никогда не переходит в но­ вое качество. Нужна химическая реак­ ция, чтобы выплавить нечто самостоя­ тельное. Однако «Встреча» знаменательна в- творчестве Н. Алексеева. Поэт словно понял несостоятельность попыток соз­ дать поэтическую симфонию при помощи одного барабана. Он будто не удовлетво­ рен своими стихами, упрощенными, пре­ дельно обнажающими мысль, которых так много написал он за последние двад­ цать лет. Развенчание культа личности сказа­ лось благотворно в том числе и на поэти­ ческом мышлении Н. Алексеева . И впол­ не естественно, что он прежде всего об­ ратился к своему прежнему опыту, от ко­ торого так неосмотрительно отрекся и свое время. Пусть на первых порах это обращение оказалось не особенно удач­ ным. Но после стихотворения «Встреча» начался явный и довольно быстрый про­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2