Сибирские огни, 1957, № 2
«Мать» производит сильное впечатление. В нем Н. Алексеев куда ярче, чем во многих других стихах, проявил себя как психолог, как м астер трагических кра сок. Но, одновременно, это стихотворение, написанное в зрелы е годы, с гораздо большим основанием, чем ранние его стихи, заслуживает названия декадент ского. Не говорит ли пример стихотворения • «Мать» ещ е ра з о том, что декадент ская поэзия чужда нам, прежде всего, своим мировоззрением , но вовсе не фор мой, не тонкописью, не блеском ювелир но отточенных образов? Сопоставляя психологичность образа Володи, лирику «Огоньков» и трагедий ность «Матери» , хочется сделать вывод: напрасно Н. Алексеев так мало подни м ал трагических тем, так редко создавал стихи, раскрывающие глубины душев ных переживаний и так много времени и сил отдал темам шаблонным, мыслям , до него разработанным , чувствам, л еж а щим на поверхности. IV Послевоенные произведения Н. Алек сеева собраны в книжках стихов «И з бранное» (1950 г.), «Поэмы и стихотворе ния» (1956 г.) и в сборниках охотничьих рассказов «У костра» , «Костры и зори». Стихотворные сборники, изданные по сле войны, тоже неровны , но в ряде сти хотворений намечаются новые тенден ции, происходит пересмотр отдельных взглядов в области поэтики, которые Н. Алексеев так решительно продеклари ровал в своем докладе в 1936 году. К сложным поэтическим средствам обращ ается Н. Алексеев в стихотворе нии «Встреча» . Героиня «Встречи» — простая русская женщина Татьяна . Во время Отечественной войны погибли на четырех русских рек ах — Дону, Неве, Двине и Волге — ее муж и трое сыно вей. Сейчас, после войны, двое млад ших ее сыновей строят ГЭС на Оби и Ангаре. Мы нащупываем какие-то индивиду альные черты Татьяны . В детстве ее про звали Авророй за румяные щеки и за то, что любила носить розовые платья. Сейчас, в зрелы е годы, уж е после пере житых бед, она продолжает сохранять в памяти свою первую любовь, помнить «ту пойму» и берег, «топтанный» вдвоем. Говорит Татьяна не особенно и зящ ным, просторечным языком , за которым тоже ощ ущ аю тся ее жизнь и характер: «Душа материнская тужит... Берут свое годы, к тому ж. А все же пока, видишь, дюжа». Одной не осталось слезинки. Единой слезинки в запас. Но нас с первых строк уже настора живает изысканное прозвище — Аврора, не совсем подходящее для лексикона данного образа . А затем мы убеждаемся в явной нарочитости, когда замечаем , что автор св я за л судьбы шести близких для Татьяны людей с шестью русскими1 реками. Образ героини начинает раздваивать ся в нашем восприятии, терять свои ре алистические черты. Р ассказы в ая о- смерти старшего сына на Дону, Татьяна говорит: Я красной, как знамя, Авророй В донской отразилась волне. Второй сын погиб под Ленинградом на Неве: Я вижу себя отраженной С зарей заодно — наяву. Третий сын погиб за Двиною, и м ать ...долго глядела в нее. Найдя отраженные тучи И черное платье мое. Героиня превращ ается в символ, в к а кой-то знак, веющий разными цветами— от боевого до траурного — над могила ми сыновей. Ее; просторечный лексикой вдруг разбивается олитературенными, рафинированными фразами . Образ создан эклектически, произ вольным смешением разных подходов к м атериалу . Это не прорыв реальности в символику, как часто бывает, например, у Блока. Это механическое сочетание р азных стилей. Стихотворение «Встреча» по художни ческому методу напоминает те ранние стихи Н. Алексеева , в которых «погуто рим» соседствовали с «алыми зорями» и русалки перевивали свои ирреальные , неземные косы совершенно реалистиче ским «косоплеткой-волоконцем» льна. Н ел ь зя признать такой метод удач ным хотя бы потому, что механическое соединение никогда не переходит в но вое качество. Нужна химическая реак ция, чтобы выплавить нечто самостоя тельное. Однако «Встреча» знаменательна в- творчестве Н. Алексеева. Поэт словно понял несостоятельность попыток соз дать поэтическую симфонию при помощи одного барабана. Он будто не удовлетво рен своими стихами, упрощенными, пре дельно обнажающими мысль, которых так много написал он за последние двад цать лет. Развенчание культа личности сказа лось благотворно в том числе и на поэти ческом мышлении Н. Алексеева . И впол не естественно, что он прежде всего об ратился к своему прежнему опыту, от ко торого так неосмотрительно отрекся и свое время. Пусть на первых порах это обращение оказалось не особенно удач ным. Но после стихотворения «Встреча» начался явный и довольно быстрый про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2