Сибирские огни, 1957, № 2
Переданное взволнованным очевид цем ощущение эпохи дает автору право воскликнуть: Так пускай стих расскажет потомству Про года боевые, когда И гремели, и пели по Томской, Уходя на войну, поезда. «Сон Володи» — это, пожалуй, пер в а я удача поэта на путях создания поэ мы. Здесь , наконец, мы находим компо зиционное единство, ощущаем цельный образ главного героя. Н. А лексеев показывает себя масте ром психологического анализа. Впечат ляющ е раскрываются переживания Воло ди, сы на большевика, расстрелянного колчаковцами. Оставшись сиротой, Воло дя приходит в партизанский отряд Ще- тинкина. Он делит с партизанами все трудности боевой жизни, но однажды з а болевает воспалением легких. Бредовое состояние Володи во время болезни передано с большой силой: ...В ногах потрескивал костер, Напоминая взрыв пистонов, Когда их бросишь на огонь. И пела — плакала гармонь... Но нарастал из вьюжных стонов В ушах невыносимый звон! Сосновый звон в дыму метельном, Березок ломких стон и дрожь... В глазах — буран, и ты бредешь, Как с бреднем, в озере вязельном, Стучишь зубами и скрипишь, Встаешь на лыжи, весь измучен. Сливая в беге однозвучном Звон крови с песенкою лыж... Володя —• партизан , поэтому естест венно, что и в бреду он живет деталями партизанского быта: и треск костра на поминает ему взры вы пистонов, и тяж е лый звон в голове каж ется завыванием вьюги, сквозь которую надо пробиваться на лыжах . Раскры тие душевных движений через восприятие внешних деталей составляет своеобразие лучших стихов Н. Алек сеева. Не только в сборнике «Легендарная быль», включающем стихи, в основном, военных лет, но и в 1 9 3 6— 40 гг. Н. Алексеев создал произведения значи тельные, которые, составляя определен ную линию в его творчестве, привели к высокой эпике лучших его поэм. Здесь прежде всего надо назвать стихотворе ния «Партизаны» и «Каменная баба». «Партизаны» написаны широким, пе сенным размером , который очень со ответствует мужественно-трагическому рассказу о гражданской войне в Сибири: Отчего ты, скажи, отчего задымилось, С четырех запылало селенье сторон? Небеса не вини. Разве неба немилость Офицерский послала сюда эскадрон? Истинно художественными средства ми, нигде не сбиваясь с песенного образ ного строя, передает автор атмосферу разбоя и насилий, чинимых колчаковски ми карателями . Делает он это через об раз , на первый взгляд , отстраненный от главной темы, но наполняющийся вдруг обобщением: Замечали: кочующий в поисках пищи. В нашу местность полыни и бледных берез Черный ворон недаром глухое жилище Из степей по соседству с селом перенес. Из всего мужественного настроения, свойственного этим стихам, закономерно вытекает концовка, говорящ ая что пар тизан готов победить или умереть За свою драгоценную каждому дважды. За свою молодую советскую власть. В «Каменной бабе» Н. Алексеев вос певает освобождение алтайского народа при советской власти не только от ига феодалов , но и от гнета предрассудков. Как и в «Магистрали», поэт берет ло кальный образ — образ древнего идола, «каменной бабы». Этому куску камня поклонялись заби тые бедняки , его водрузили на могиле кана. Но «каменная баба» никому ничем не помогла — не осчастливила бедняков и не спасла канов от гнева народной ре волюции. По-прежнему торчит в степи камень, но теперь никто не преклоняет ся перед ним. В «Каменной бабе» еще раз прояви лась способность Н. Алексеева силой поэтического воображения воссоздавать с художественной достоверностью карти ны действительности, очевидцем кото рых сам он непосредственно не являлся . Это — свойство поэта эпического. Мы уж е наблюдали его в стихотворениях «Ленин на тяге» , «Сон», «Партизаны» , «Сон Володи». Зримыми чертами рисует поэт эпоху порабощения алтайцев царскими дружин никами. Алтайцы впервые узнали дейст вие огнестрельного оружия лишь при нападении на них казачьего атамана Са- банского: Так выли горы, сея жуть, И так кричали тени леса, Что тетивы тугой телесы Не смели в страхе натянуть. Психологически очень правдиво, когда охваченным ужасом туземцам кажется, что все вокруг, даже самое безмолвное— тени — воет и кричит. Обессиленные страхом люди даже лук натянуть не мо гут. С такой же художественной точностью рисуется эпизод убийства кана восстав шими бедняками. Умело найденные дета ли снова помогают нам зримо предста вить себе картину: И канский труп не потому ли С уступа падал на уступ? На лбу и ниже н»ирных губ Две меты, сделанные пулей. Короткие слова, отрывистые фразы , часто разрывающие строку, придают на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2