Сибирские огни, 1957, № 2

вое знамя из немецкого окружения . Р ас­ сказано об этом риторически, в плане самых общих черт событий, времени и людей, без художественной индивидуа­ лизации: Но помнит мальчик день и месяц, И красное число и час. Когда сказал красноармеец: — Возьми, спаси! Но вот — «Земле сдана святыня. Смерклось... На радость пионерских глаз Сверкнули искры, и поверхность Над красным знаменем зажглась. Пылали розы. Вспыхнул мак Настолько огненно и ярко, Что люди издали, впотьмах. Считали заревом пожара... Поэт не дал нам возможности пред­ метно, зримо ощутить конкретность вре­ мени и пространства, в котором действо­ вал мальчик. Мы не знаем, час или не­ сколько суток нес он знамя. Поэтому предельная конкретизация времени — «Смерклось» — нами попросту не вос­ принимается. Мы начинаем понимать это как символический намек. Такое по­ нимание укрепляется , когда мы читаем о каких-то искрах, которые сверкнули «на радость пи он ерски х , глаз» (?). «Розы» и «мак» тоже не более предмет­ ны и понятны в этих очень туманных строфах. Т ак символизм соседствует с риториз­ мом. Но в поэму врывается и натура­ лизм. Поэт говорит о партизанке «Тане»: Кровоточа, лежала тут Любовь страны. Красна скамейка. Но в трижды вымытый сосуд Собрала кровь красноармейка. Я не знаю, откуда Н. Алексеев взял факт с «сосудом», но убежден, что фак­ том искусства он стать не может. Не вы­ ражает он силу народной любви к «Тане». Зачем собирать кровь, когда ее не вернешь человеку и даже не сохра­ нишь? Поэт не чувствует фальши и безвку­ сицы этих строк. Больш е того, натура­ лизм он пытается снова подтянуть до символа: когда приходят наши войска,— Красноармейка льет рубины На ленинское полотно. Образ не воспринимается. Во-первых, рубины зрительно не представляются жидкими; автор пишет — «льет» , — а я вижу, как рубиновые шарики катят­ ся. Во-вторых, — главное, — что после натуралистического описания того, как собиралась кровь с красной скамейки, читательское восприятие уже не работа­ ет образно, метафорически. Поэтому так и хочется ска зать автору: неправда, ни­ чего не могла лить красноармейка, за долгий срок кровь не сохранилась в «со­ суде». Поэма «Ленинское знамя» является примером того, как эклектическое сме­ шение разных подходов к материалу , со­ седство символики с натурализмом и ри­ торики с детализацией становится анти­ художественным и компрометирует бла­ городную, дорогую для всех советских людей тему. Поэмы опять не получи­ лось... Ж алко становится, что поэт поспешил сбросить со своих плеч «эстетический груз» , который пригодился бы не только в «буржуазной поэзии». Н ельзя сказать , чтобы творческий пе­ риод, занявший доброе десятилетие, со­ стоял из сплошных неудач. Иначе невоз­ можно было бы объяснить появление в середине пятидесятых годов такого значительного произведения, как поэма «П ервая баррикада», таких успеш­ ных подступов к созданию образа В. И. Ленина, как поэма «Рождение ленинской «Искры». Никогда не прерывалась в творчестве Н. Алексеева истинно поэтическая струя, которая свято несла и сберегала, вопре­ ки всему, художническое восприятие действительности и черты незаурядного таланта. Добротно сделано стихотворение «Штык». Оно агитационное, лозунговое. Такова была поэтическая задача. И ав­ тор нигде не сфальшивил, не сбился на лирическую ноту, здесь нетерпимую, не пустился в символику, которая в кон­ тексте показалась бы заумной. Форма предельно соответствует задаче; слова найдены весомые, точные, призывные: В веках овеян славой доброй, Берет и ныне штык свое, Дробит и ныне вражьи ребра Его стальное острие. Винтовку сжав и глянув хмуро. Врагу докажем, наконец, Что пуля русская — не дура И штык, как прежде, молодец! В стихотворении «Магистраль» на­ певный и несколько замедленный ритм анапеста, присутствие лирического «я» поэта создают настроение задушевности и раздумья. Правда чувствований самого автора сливается с правдой их выраж е­ ния: Я бродил и следил обороты... Вот прошли, как пехота в поход. Под защитным плащом самолеты По железной дороге на фронт. Н. Алексеев — свидетель и активный участник мужественной жизни Сибири в годы войны, когда она самоотверженно работала для фронта. «Магистраль» от­ личается достоверностью наблюдений и переживаний. Поэт закономерно локализирует м ате­ риал, необходимый для раскрытия глав­ ной мысли. Он берет только образ Вели­ кой сибирской магистрали. Это единст­ венно правильный метод, ибо в поэзии говорить обо всем — значит ни о чем не сказать . Лишь конкретный образ несет- обобщение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2