Сибирские огни, 1957, № 2

Егерь ставит Ленина под «тропой про­ летной». Ильич стрелок неважный, у него часто «занавешивался промах стыд­ ливо синеньким дымком». Причина промаха не здесь ли — Полета путь не с той руки? И не сердился Ленин, если Соседа звякали курки. Ленин, азартно участвуя в охоте, словно признает право других на еще больший азарт . И по постоянной привыч­ ке надо всем размыш лять , каждый раз анали зирует причины своего промаха. Это живые, ленинские, черты, подмечен­ ные поэтом. Е герь решил услужить Ленину, «объегорить» его: он выстрелил одновре­ менно с Ильичем , так что два выстрела слились в один звук , убил птицу и по­ здравил Ленина с удачей. Смеется Ленин: — Ну и птица! И говорит как бы шутя: — Ружье-то отчего дымится. Мой друг, под мышкой у тебя? Быть может, стыд, быть может — горе. Горит Егорова щека... — Нет, видно, трудно объегорить Не той деревни мужика. Заключительные строфы удачно пере­ дают и наблюдательность Ильича, и его добродушное лукавство . Поступок Его­ рова и его последнее восклицание, ис­ полненное гордости за Ленина и досадли­ вой насмешки над собой, куда больше го­ ворят нам о любви простых людей к сво­ ему вождю и учителю, чем напыщенная ф р а з а о «нежности под кожей грубой». Этот поэтически разработанный эпи­ зод мог бы смело войти в творческий ак ­ тив Н. А. А лексеева , если б к нему не приходилось продираться сквозь длин­ нейшие излишества в описании тетеревов и «волосатых умельцев» из Тулы. Но здесь уместно вернуться к н евер ­ ным. тенденциям в творчестве нашего поэта. Отрывок, живо изображающий В. И. Ленина на охоте, никогда ни в одном сборнике не был перепечатан . З а то в ря ­ де последующих книжек Н. Алек­ сеева появилось стихотворение «Руж ье Ленина» . Мы узнаем в нем все тот же длинный и далеко не самый яркий от­ рывок из цикла «Ленин на тяге» . Толь­ ко теперь изменены, приглажены харак ­ теристики ружейных мастеров. В жур ­ нальном варианте мы хоть встречались с хлесткими народными присловьями, с оригинальными характеристиками. А те­ перь появились стандартные справки, шаблонные определения: «В военном шлеме мастер ... сверлил стволы», «Д ру ­ гой — м астак по части ковки», «Точил, н е смея отдохнуть, колодку тот, а этот мушку» . К ак холодно звучит концовка,^ не под­ крепленная всей эмоциональной, образ­ ной силой стихотворения: На испытанье выстрел гордый Гремел о том, как горяча Любовь ответная народа Любви горячей Ильича. Обнаженная декларативность начи­ нается там, где недостает изобразитель­ ных средств. Есть у Н. Алексеева два стихотворе­ ния, посвященных памяти С. М. Кирова. Одно из них так и называется: «Памяти Кирова», второе — «Сон». Познакомимся с первым. Трагедия, которой явилась гибель С. М. Кирова, в этом стихотворении дана через восприя­ тие старого комбрига. Образ героя ри­ суется довольно-таки трафаретными чер­ тами: «На кудри сыпан снег наносный, сутулость — годы на спине»,, когда у комбрига умирал сын, «отец не дрог­ нул», а сегодня «поник наш воин голо­ вой». Такими же «проверенными», устояв­ шимися деталями выражается горе: «И падал на пол номер «Правды» с огром­ ной траурной каймой», «и томская тайга пригнулась, и траур входит в каждый дом». Об этом стихотворении трудно сказать что-либо плохое. Написано оно правиль­ но, верная мысль выражена логически. Но не потрясает оно читателя, ибо его выразительные средства шаблонны. Обратимся к стихотворению «Сон». Автор ждет Кирова в его кабинете в Смольном. Об этом сказано с такой до­ стоверной точностью, что мы очень зри ­ мо видим чуть волнующегося, чуть на­ пряженного человека: Я ждал Мироныча, поглядывая в окна. И, полыньи на стеклах продувая, Прислушивался: все шаги из коридора Звучали, как шаги веселые его. Киров задерж ался на Путиловском, и автору становится стыдно за то, что пришел беспокоить вождя по пустякам: пригласить на охоту за зайцами по пер­ вой пороше. Ведь однажды, после парт­ конференции в Пскове, они вместе по­ охотились. Автор хочет уйти, но Не тут-то было. Слышу голос громкий: — Привет, привет! Чудесная пороша! Больше никаких черт Кирова не дает­ ся . Но в восклицании Мироныча мы чув­ ствуем и . дружескую приветливость, и бодрость жизнерадостного человека, и память на людей — запомнил, как по пороше охотились на зайцев! Емкая скупость, если можно так выра­ зиться, в данном контексте именно и соз­ дает впечатление абсолютной достовер­ ности всего происходящего. И вот сл еду ­ ет концовка: Всего двух-трех шагов до кабинета Не доходя я, помню, оглянулся И вскрикнул, видя Кирову в затылок

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2