Сибирские огни, 1957, № 2
Егерь ставит Ленина под «тропой про летной». Ильич стрелок неважный, у него часто «занавешивался промах стыд ливо синеньким дымком». Причина промаха не здесь ли — Полета путь не с той руки? И не сердился Ленин, если Соседа звякали курки. Ленин, азартно участвуя в охоте, словно признает право других на еще больший азарт . И по постоянной привыч ке надо всем размыш лять , каждый раз анали зирует причины своего промаха. Это живые, ленинские, черты, подмечен ные поэтом. Е герь решил услужить Ленину, «объегорить» его: он выстрелил одновре менно с Ильичем , так что два выстрела слились в один звук , убил птицу и по здравил Ленина с удачей. Смеется Ленин: — Ну и птица! И говорит как бы шутя: — Ружье-то отчего дымится. Мой друг, под мышкой у тебя? Быть может, стыд, быть может — горе. Горит Егорова щека... — Нет, видно, трудно объегорить Не той деревни мужика. Заключительные строфы удачно пере дают и наблюдательность Ильича, и его добродушное лукавство . Поступок Его рова и его последнее восклицание, ис полненное гордости за Ленина и досадли вой насмешки над собой, куда больше го ворят нам о любви простых людей к сво ему вождю и учителю, чем напыщенная ф р а з а о «нежности под кожей грубой». Этот поэтически разработанный эпи зод мог бы смело войти в творческий ак тив Н. А. А лексеева , если б к нему не приходилось продираться сквозь длин нейшие излишества в описании тетеревов и «волосатых умельцев» из Тулы. Но здесь уместно вернуться к н евер ным. тенденциям в творчестве нашего поэта. Отрывок, живо изображающий В. И. Ленина на охоте, никогда ни в одном сборнике не был перепечатан . З а то в ря де последующих книжек Н. Алек сеева появилось стихотворение «Руж ье Ленина» . Мы узнаем в нем все тот же длинный и далеко не самый яркий от рывок из цикла «Ленин на тяге» . Толь ко теперь изменены, приглажены харак теристики ружейных мастеров. В жур нальном варианте мы хоть встречались с хлесткими народными присловьями, с оригинальными характеристиками. А те перь появились стандартные справки, шаблонные определения: «В военном шлеме мастер ... сверлил стволы», «Д ру гой — м астак по части ковки», «Точил, н е смея отдохнуть, колодку тот, а этот мушку» . К ак холодно звучит концовка,^ не под крепленная всей эмоциональной, образ ной силой стихотворения: На испытанье выстрел гордый Гремел о том, как горяча Любовь ответная народа Любви горячей Ильича. Обнаженная декларативность начи нается там, где недостает изобразитель ных средств. Есть у Н. Алексеева два стихотворе ния, посвященных памяти С. М. Кирова. Одно из них так и называется: «Памяти Кирова», второе — «Сон». Познакомимся с первым. Трагедия, которой явилась гибель С. М. Кирова, в этом стихотворении дана через восприя тие старого комбрига. Образ героя ри суется довольно-таки трафаретными чер тами: «На кудри сыпан снег наносный, сутулость — годы на спине»,, когда у комбрига умирал сын, «отец не дрог нул», а сегодня «поник наш воин голо вой». Такими же «проверенными», устояв шимися деталями выражается горе: «И падал на пол номер «Правды» с огром ной траурной каймой», «и томская тайга пригнулась, и траур входит в каждый дом». Об этом стихотворении трудно сказать что-либо плохое. Написано оно правиль но, верная мысль выражена логически. Но не потрясает оно читателя, ибо его выразительные средства шаблонны. Обратимся к стихотворению «Сон». Автор ждет Кирова в его кабинете в Смольном. Об этом сказано с такой до стоверной точностью, что мы очень зри мо видим чуть волнующегося, чуть на пряженного человека: Я ждал Мироныча, поглядывая в окна. И, полыньи на стеклах продувая, Прислушивался: все шаги из коридора Звучали, как шаги веселые его. Киров задерж ался на Путиловском, и автору становится стыдно за то, что пришел беспокоить вождя по пустякам: пригласить на охоту за зайцами по пер вой пороше. Ведь однажды, после парт конференции в Пскове, они вместе по охотились. Автор хочет уйти, но Не тут-то было. Слышу голос громкий: — Привет, привет! Чудесная пороша! Больше никаких черт Кирова не дает ся . Но в восклицании Мироныча мы чув ствуем и . дружескую приветливость, и бодрость жизнерадостного человека, и память на людей — запомнил, как по пороше охотились на зайцев! Емкая скупость, если можно так выра зиться, в данном контексте именно и соз дает впечатление абсолютной достовер ности всего происходящего. И вот сл еду ет концовка: Всего двух-трех шагов до кабинета Не доходя я, помню, оглянулся И вскрикнул, видя Кирову в затылок
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2