Сибирские огни, 1957, № 2
преодолевая 'эклектическую манеру уче нического периода. Однако немногое, созданное в эти годы, можно отнести к действительному творческому активу Н. Алексеева. Кро ме «Нив коллективных» да некоторых «охотничьих» стихов, не без оговорок можно принять ещ е «Микулу» и «Боро ду». Поэту явно мешали неверные тен денции, пришедшие на смену недостат кам прежних, ранних произведений. Д ля понимания тогдашних творческих установок Н. Алексеева небезынтересно познакомиться с его докладом «О совет ской поэзии», который он прочел в 1936 году на Западно-Сибирской крае вой литературной конференции. Я при веду и з него три цитаты. «О поэме Пастернака «1905 год» с точки зрения формальной можно ска зать: написано неплохо. Но, по существу , большое историческое событие — пер вая русская революция изображена на столько холодно, настолько безразлично, что н ель зя сказать , на чьей же стороне симпатия (не говоря уж е о страсти) поэта». «О Демьяне Бедном не скажешь , что он отстраняется от жизни, что он не участвует активно оружием поэтического слова в создании нового общества, в фор мировании нового человека. Демьян Бедный прост,, понятен, доходчив до мас сового читателя» . «Говоря об отставании, я не могу обойти молчанием и себя, который в боевое время индустриализации и кол лективизации, в ущерб гражданской боевой лирике, несоразмерно много сти хов посвятил воспеванию картин приро ды и брачных нарядов перелетных птиц. Причина этого леж ала в том, что я не освободился полностью к тому времени от эстетического груза буржуазной поэ зии». Итак, Н. Алексеев признает за Па стернаком формальное мастерство, но, в сущности, зачеркивает его как советско го поэта (куда же больше, если даже в его симпатиях усомнился). В Демьяне Бедном Н. Алексеев видит образец ак тивного советского поэта, хотя не дает оценки его мастерству. З а собой поэт усматривает грех «эстетического груза буржуазной поэ зии», хотя говорит лишь о содержании, об охотничьих темах своих стихов, не ка саясь их формы. Рассуждения докладчика весьма при митивны и отдают духом вульгарного со циологизма. Это ведь, собственно, и есть установки РАПП а , которые более глубо ко, чем принято думать, проникли в на ши эстетические взгляды . С ликвидацией РАПП а не исчезли вульгарно-социологи ческие воззрения. В годы культа лич ности они даже получили какую-то офи циальную окраску. Сложный вопрос об идейно-художественных ценностях у нас нередко реш ался примитивно. Ведь не даром столько лет не сущ ествовал для советского читателя русский классик Иван Бунин, находился на подозрении, в каком-то полуразрешенном положении Сергей Есенин. В своем докладе Н. Алексеев, соб ственно, противопоставил идейность художественному мастерству. Такое про тивопоставление недопустимо. Искусства нет там, где разруш ается идейно-художе ственное единство. Можно было бы не говорить об этом, если бы неверные теоретические взгля ды в области эстетики не сы грали пря мой практической роли в творчестве Н. А лексеева . В 1934 году в журнале «Сибирские огни» появляется длинное стихотворе ние, скорей даже цикл стихотворений, «Ленин на тяге» . Второй р а з в овеем творчестве обратился поэт к образу ве ликого вождя. Впервые он сделал это в стихотворении «Ницца», где имя Ленина прозвучало как лозунг, как революцион ный пароль. Сейчас Н. Алексеев попы тался отобразить зримые, человеческие черты Ильича. Стихотворение начинается с характе ристики егеря Егорова: Кому Егоров незнаком? Охотники несли речистый Рассказ о встрече с батраком Охотника капиталиста. В чем суть этого «рассказа» — неиз вестно. Не уточняет образа Егорова и сообщение о том, что он «бородач», что он считает косача «куда умнее куропат ки». Д альш е идет описание стаи косачей, затем ночевки у егеря. Наконец-то, зву чит ф р а з а о том, что «ухо чуткое» погло щено легендой о Ленине. Но легенды мы не слышим, начинает с я длинное (на 64 строки) и самостоя тельное стихотворение о ружье, которое туляки сделали для Ленина. Идут крат кие характеристики тульских мастеров, подобные следующей: Как холм болотный волосат — Был пятый. Волос вей на палку. Его однажды черт чесал, Не дочесал, сломал чесалку. Эти фольклорные прибаутки, веселые, перчиетые, возможно, где-нибудь и были бы к месту. Но в стихотворении о Лени не они не нужны , не работают на рас крытие образа Ильича, уводят от глав ной темы. И недаром поэту приходит ся обнаженно выражать свою мысль: О сколько нежности к вождю Заключено под кожей грубой! Но вот в концовке, которая, кстати, тоже явл яе тс я самостоятельным стихо творением, мы вдруг ощ ущ аем обаятель ный образ Ильича и эмоционально вос принимаем идею стихотворения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2