Сибирские огни, 1957, № 2

Это стихотворение могло бы занять значительное место в творчестве Н. Алексеева : по главному образу , несу­ щ ему типические черты крестьянина первых л ет коллективизации , по пра­ вильному взгляду автора на таких лю­ дей — колеблющихся, но наших, трудо­ вых, советских. Однако в стихотворении присутствует ещ е один образ — образ бороды кресть ­ янина. Борода превращ ена поэтом в ка­ кой-то самостоятельный и не особенно внятный символ. Сомнения героя изобра­ жены, в частности, так: Но, тревожимый смутно, когда Протянул к бороде своей руку, То травой-лебедой борода Показалась бедняге на муку. С точки зрения психологической, фальшиво , что в момент тревожных р а з ­ думий именно борода показалась горь­ кой, как лебеда,, ненужной, мучительной. А почему, допустим, не голова, которая как р а з нестерпимо разламы валась от хаоса противоположных мыслей? Но, может быть, борода — это метафора, ко­ торая символизирует какие-то устои героя, недопустимые в колхозе? Нет, об этом ни слова. Тем более, лебеда — ве­ ковечный сорняк, с которым вряд ли т я ­ гостно расстаться крестьянину. Дальше в стихотворении говорится, что уже после осмотра трактора В сорняках бороды середняк Шевелил лишь травой-лебедою. Это вообще воспринимается как бес­ смысленное нагромождение слов: лебе­ дой, то есть сорняком, он шевелил в сор­ няках . Подобные «символы» не проясня­ ют идеи стихотворения,, не поэтизируют его, а уводят в область загадок, не под­ дающихся разгадыванию . В эти годы Н. Алексеев наиболее близко подошел к ж анру поэмы именно в разработке «крестьянской» темы. Большое стихотворение «Микула» за ­ ключает в себе больше признаков поэмы, чем «отрывки» из поэм об Ангарстрое и Кузбассе. Здесь есть эпический размах , сюжетность, развитие главного образа во времени. В стихотворении много ве­ сомых и точных деталей , изображающих дореволюционную жизнь крестьянства. Оно, в основном, написано в интонации, которая в соответствии с поэтической за­ дачей использует крестьянский словарь: Клади поклон до самой пожни, Ведь годы голода страшны. Лижи, как пес, носок сапожный У волостного старшины. При обсуждении творчества Н. А лек­ сеева в 1937 году П. Антокольский так охарактеризовал стихотворение о Мику- ле Селяниновиче: «Интересная попытка полемизировать с былиной, дать сказоч­ ный образ в наши дни, когда Микула «закинул соху за ракитов куст». Но такая оценка представляется спор- ной. Прежде всего, возникает вопрос: зачем полемизировать с былиной? Мику­ ла Селянинович в народном восприя­ тии — тип великого богатыря-тружени- ка, хозяина и пестуна земли. Зачем изображать его забитым человеком, у которого «поджилки жидкие дрожат», который целует сапог у волостного стар­ шины, хочет топиться в отчаянье, да и в новую жизнь переходит пассивно, на го­ товое? Есть непреходящие ценности, создан­ ные народной мудростью на протяжении веков. В «переосмыслении» они не нуж­ даются. Демьяна Бедного постигла тяж е­ лая неудача, когда он попытался изобра­ зить трех богатырей в духе, противопо­ ложном народному восприятию. У Н. Алексеева вместо правильного исто­ рико-поэтического осмысления господ­ ствует авторский произвол, к образу се ­ редняка, подобному герою «Бороды», механически приклеено былинное имя. Наиболее художественно цельным явилось стихотворение «Нивы коллектив­ ные», написанное в первые годы коллек­ тивизации. Оно звучит в той же народ­ ной песенной интонации, что и «Красные голуби», есть в нем тот же задор, есть хозяйское, оптимистическое ощущение новой эпохи: Голосуй, гармонь, басами. Пальцы — избиратели. Избирайте песней сами Сердцу председателя. Председатель, где ты? Где ты? — Эх, платок сатиновый! В моем сердце есть советы Самые активные. С добродушной, радостной улыбкой обыгрываются, — как родное, привыч­ ное, — новые понятия, прочно вошед­ шие в быт советской деревни. В том-то и специфика искусства, что оно несет не обнаженные идеи и лозун­ ги, а дает эмоциональную оценку явле­ ниям и только этим утверждает или от­ рицает их. Раскрытие любовного, род­ ственного отношения к понятиям совет­ ской демократии, изображение востор­ женной встречи первого тракториста куда сильнее передают главное настрое­ ние эпохи, куда убедительней агитируют за победу нового, чем могли бы это сде­ лать зарифмованные лозунги о выборах в Советы или о вступлении в колхоз. Стихотворение «Нивы коллективные» является одним из лучших в творчестве Н. Алексеева. Подводя итоги поэтической работы Н. А. Алексеева за 20 -е—начало 30-х гг., можно сделать некоторые вы­ воды. Мы имели возможность убедиться, что поэт, активно включившись в жизнь советской Родины, расширил свое позна­ ние действительности, особенно в обла­ сти социалистической перестройки де­ ревни, стал более самостоятельным .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2