Сибирские огни, 1957, № 2
Это стихотворение могло бы занять значительное место в творчестве Н. Алексеева : по главному образу , несу щ ему типические черты крестьянина первых л ет коллективизации , по пра вильному взгляду автора на таких лю дей — колеблющихся, но наших, трудо вых, советских. Однако в стихотворении присутствует ещ е один образ — образ бороды кресть янина. Борода превращ ена поэтом в ка кой-то самостоятельный и не особенно внятный символ. Сомнения героя изобра жены, в частности, так: Но, тревожимый смутно, когда Протянул к бороде своей руку, То травой-лебедой борода Показалась бедняге на муку. С точки зрения психологической, фальшиво , что в момент тревожных р а з думий именно борода показалась горь кой, как лебеда,, ненужной, мучительной. А почему, допустим, не голова, которая как р а з нестерпимо разламы валась от хаоса противоположных мыслей? Но, может быть, борода — это метафора, ко торая символизирует какие-то устои героя, недопустимые в колхозе? Нет, об этом ни слова. Тем более, лебеда — ве ковечный сорняк, с которым вряд ли т я гостно расстаться крестьянину. Дальше в стихотворении говорится, что уже после осмотра трактора В сорняках бороды середняк Шевелил лишь травой-лебедою. Это вообще воспринимается как бес смысленное нагромождение слов: лебе дой, то есть сорняком, он шевелил в сор няках . Подобные «символы» не проясня ют идеи стихотворения,, не поэтизируют его, а уводят в область загадок, не под дающихся разгадыванию . В эти годы Н. Алексеев наиболее близко подошел к ж анру поэмы именно в разработке «крестьянской» темы. Большое стихотворение «Микула» за ключает в себе больше признаков поэмы, чем «отрывки» из поэм об Ангарстрое и Кузбассе. Здесь есть эпический размах , сюжетность, развитие главного образа во времени. В стихотворении много ве сомых и точных деталей , изображающих дореволюционную жизнь крестьянства. Оно, в основном, написано в интонации, которая в соответствии с поэтической за дачей использует крестьянский словарь: Клади поклон до самой пожни, Ведь годы голода страшны. Лижи, как пес, носок сапожный У волостного старшины. При обсуждении творчества Н. А лек сеева в 1937 году П. Антокольский так охарактеризовал стихотворение о Мику- ле Селяниновиче: «Интересная попытка полемизировать с былиной, дать сказоч ный образ в наши дни, когда Микула «закинул соху за ракитов куст». Но такая оценка представляется спор- ной. Прежде всего, возникает вопрос: зачем полемизировать с былиной? Мику ла Селянинович в народном восприя тии — тип великого богатыря-тружени- ка, хозяина и пестуна земли. Зачем изображать его забитым человеком, у которого «поджилки жидкие дрожат», который целует сапог у волостного стар шины, хочет топиться в отчаянье, да и в новую жизнь переходит пассивно, на го товое? Есть непреходящие ценности, создан ные народной мудростью на протяжении веков. В «переосмыслении» они не нуж даются. Демьяна Бедного постигла тяж е лая неудача, когда он попытался изобра зить трех богатырей в духе, противопо ложном народному восприятию. У Н. Алексеева вместо правильного исто рико-поэтического осмысления господ ствует авторский произвол, к образу се редняка, подобному герою «Бороды», механически приклеено былинное имя. Наиболее художественно цельным явилось стихотворение «Нивы коллектив ные», написанное в первые годы коллек тивизации. Оно звучит в той же народ ной песенной интонации, что и «Красные голуби», есть в нем тот же задор, есть хозяйское, оптимистическое ощущение новой эпохи: Голосуй, гармонь, басами. Пальцы — избиратели. Избирайте песней сами Сердцу председателя. Председатель, где ты? Где ты? — Эх, платок сатиновый! В моем сердце есть советы Самые активные. С добродушной, радостной улыбкой обыгрываются, — как родное, привыч ное, — новые понятия, прочно вошед шие в быт советской деревни. В том-то и специфика искусства, что оно несет не обнаженные идеи и лозун ги, а дает эмоциональную оценку явле ниям и только этим утверждает или от рицает их. Раскрытие любовного, род ственного отношения к понятиям совет ской демократии, изображение востор женной встречи первого тракториста куда сильнее передают главное настрое ние эпохи, куда убедительней агитируют за победу нового, чем могли бы это сде лать зарифмованные лозунги о выборах в Советы или о вступлении в колхоз. Стихотворение «Нивы коллективные» является одним из лучших в творчестве Н. Алексеева. Подводя итоги поэтической работы Н. А. Алексеева за 20 -е—начало 30-х гг., можно сделать некоторые вы воды. Мы имели возможность убедиться, что поэт, активно включившись в жизнь советской Родины, расширил свое позна ние действительности, особенно в обла сти социалистической перестройки де ревни, стал более самостоятельным .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2