Сибирские огни, 1957, № 2
А. НИКУЛЬКОВ ионости, родимой, теперь уж е советской деревни. И естественно, что в немного численных стихотворениях этих лет Н. Алексеев часто обращается к фоль клорным напевам: Балалаек и гармонек, Дунек, Ванек, Ленек, Пронек. Смехом смех! Игра игрой! Хошь не хошь, а песни пой. ( « К р а с н ы е г о л у б и » ) . II В 1929 году Н. Алексеев приехал в Новосибирск и с тех пор на многие годы .связал свою творческую судьбу с Си бирью . Это было время, когда молодая ■советская литература настойчиво искала новых путей для отображения величай ших свершений социалистического строи тельства. Существовали различные объ единения писателей — ВОПКП, ВОКП, ЛОКАФ , РАПП и другие. Они сыграли определенную роль в борьбе с буржуаз ной идеологией в литературе , в приобще нии писателей к жизни рабочего класса и крестьянства. Но у некоторых из этих объединений проявилось слишком утили тарное понимание задач художественной литературы . В журнале «Сибирские огни» за 1930 год так, например, отзы вались об одном из лучших советских поэтов Иосифе Уткине: «Уткин и до сих пор не может освоить новых тем, страдая от м елкобуржуазных влияний и эстет ских индивидуалистических исканий». Это Сказано о поэте, который уж е создал «Повесть о рыжем Мотэле». РАПП и связанны е с ним объединения справедливо ратовали за актуальность тем и активность в их разработке, но вольно или невольно уводили поэтов от задач поэтического мастерства, от инди видуального стремления к той или иной теме. А ведь творческие «искания» абсолютно необходимы для писателя, и они всегда индивидуальны. Но если иска н и я назвать не «индивидуальными», а «индивидуалистическими», да еще при клеить к ним эпитет «эстетские», то, конечно, автор с такими этикетками вы глядел и преступно и «буржуазно». В 30-х годах Н. Алексеев сам был одним и з руководителей Западно-Сибир ского объединения пролетарско-колхоз ных писателей. Естественно, что в его творчестве этого периода нашли отраж е ние сильные и слабые стороны этой зна чительной группы советских писателей. Не будучи еще подготовленным ни идеологически, ни художественно, поэт попытался в зяться за самы е грандиоз ные и актуальны е темы и решить их эпически. В сборнике «Выстрел» появ ляется «Отрывок из поэмы об Ангар- строе». В отрывке нет ни слова о строи тельстве, разговор идет только о соболе. Поэма не была закончена, а отрывок по том публиковался как самостоятельное произведение под названием «Соболь». В «Избранных стихах» печатается стихотворение «Носатый» с примечани ем: «...стихотворение «Носатый» явл яет ся отрывком из романтической поэмы» Эта поэма тоже не была написана. В № 2 «Сибирских огней» за 1934 год публикуется «Пролог поэмы о Кузбас се». Поэмы снова не вышло. Чувствует ся, что поэт ищ ет широких обобщений, но нет у него знания материала, глубоко го взгляда н а жизнь. Не состоялся также и цикл стихов «Политкаторжанин». В «Сибирских ог нях» появились два отрывка, которые позже, в сборниках, фигурировали как самостоятельные стихотворения. Темы индустриальные и историко-ре волюционные еще не стали близки А лексееву по всей его крестьянской био графии, по мироощущению. В тридцатые годы поэт написал нем а ло стихотворений об охотниках и рыба ках, влюбленных в природу. Цикл таких стихов был опубликован в коллективном сборнике «Выстрел» . Поэт лирически рисует перед читателем прелесть охот ничьих зорь, когда восход или закат под жигает водные просторы, когда «крылом веселый селезень костер зари качает», когда «трубит в трубу трубач-бекас». Но стремление во что бы то ни стало выполнить примитивно понятый «соци альный заказ» приводит к тому, что поэт ломает лирический контекст, насильст венно впихивает в него агитационно-га зетные понятия. Он вдруг начинает про возглашать , что и охотники, и рыбаки — «винтики одной строительной машины». Он делает вывод, что «эта стерлядь , ка раси понравятся рабочим». Такие строч ки звучат,, как пародия. Тема рабочего класса не раскрывается от того, что про изнесено слово «рабочий». А лирическое стихотворение оказывается испорчен ным. Успешнее Н. Алексеев в эти годы р а з рабатывает «крестьянскую» тематику. Знание материала, художническая влюб ленность в него органически слились со значительным идейным звучанием этого жизненного материала. В стихотворении «Борода» обнаружи вается умение поэта немногочисленны ми, но емкими деталями создавать зри мый образ: Бородат он, приземист и строг. Что ни слово — булыжина с воза... Ну, а все ж без опаски не мог Постучаться в ворота колхоза. Точным сравнением раскрывается пси хология трудового,, хозяйственного серед няка, которому и непривычен, и притя гателен коллективный труд, который хо чет сам убедиться во всем, прежде чем принять решение: Оглядев весь до винтика трактор. Как цыган, словно в зубы коню. Заглянул он тогда в радиатор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2