Сибирские огни, 1957, № 2

А. НИКУЛЬКОВ ионости, родимой, теперь уж е советской деревни. И естественно, что в немного­ численных стихотворениях этих лет Н. Алексеев часто обращается к фоль­ клорным напевам: Балалаек и гармонек, Дунек, Ванек, Ленек, Пронек. Смехом смех! Игра игрой! Хошь не хошь, а песни пой. ( « К р а с н ы е г о л у б и » ) . II В 1929 году Н. Алексеев приехал в Новосибирск и с тех пор на многие годы .связал свою творческую судьбу с Си­ бирью . Это было время, когда молодая ■советская литература настойчиво искала новых путей для отображения величай­ ших свершений социалистического строи­ тельства. Существовали различные объ­ единения писателей — ВОПКП, ВОКП, ЛОКАФ , РАПП и другие. Они сыграли определенную роль в борьбе с буржуаз­ ной идеологией в литературе , в приобще­ нии писателей к жизни рабочего класса и крестьянства. Но у некоторых из этих объединений проявилось слишком утили­ тарное понимание задач художественной литературы . В журнале «Сибирские огни» за 1930 год так, например, отзы ­ вались об одном из лучших советских поэтов Иосифе Уткине: «Уткин и до сих пор не может освоить новых тем, страдая от м елкобуржуазных влияний и эстет­ ских индивидуалистических исканий». Это Сказано о поэте, который уж е создал «Повесть о рыжем Мотэле». РАПП и связанны е с ним объединения справедливо ратовали за актуальность тем и активность в их разработке, но вольно или невольно уводили поэтов от задач поэтического мастерства, от инди­ видуального стремления к той или иной теме. А ведь творческие «искания» абсолютно необходимы для писателя, и они всегда индивидуальны. Но если иска­ н и я назвать не «индивидуальными», а «индивидуалистическими», да еще при­ клеить к ним эпитет «эстетские», то, конечно, автор с такими этикетками вы­ глядел и преступно и «буржуазно». В 30-х годах Н. Алексеев сам был одним и з руководителей Западно-Сибир­ ского объединения пролетарско-колхоз­ ных писателей. Естественно, что в его творчестве этого периода нашли отраж е­ ние сильные и слабые стороны этой зна­ чительной группы советских писателей. Не будучи еще подготовленным ни идеологически, ни художественно, поэт попытался в зяться за самы е грандиоз­ ные и актуальны е темы и решить их эпически. В сборнике «Выстрел» появ­ ляется «Отрывок из поэмы об Ангар- строе». В отрывке нет ни слова о строи­ тельстве, разговор идет только о соболе. Поэма не была закончена, а отрывок по­ том публиковался как самостоятельное произведение под названием «Соболь». В «Избранных стихах» печатается стихотворение «Носатый» с примечани­ ем: «...стихотворение «Носатый» явл яет ­ ся отрывком из романтической поэмы» Эта поэма тоже не была написана. В № 2 «Сибирских огней» за 1934 год публикуется «Пролог поэмы о Кузбас­ се». Поэмы снова не вышло. Чувствует­ ся, что поэт ищ ет широких обобщений, но нет у него знания материала, глубоко­ го взгляда н а жизнь. Не состоялся также и цикл стихов «Политкаторжанин». В «Сибирских ог­ нях» появились два отрывка, которые позже, в сборниках, фигурировали как самостоятельные стихотворения. Темы индустриальные и историко-ре­ волюционные еще не стали близки А лексееву по всей его крестьянской био­ графии, по мироощущению. В тридцатые годы поэт написал нем а­ ло стихотворений об охотниках и рыба­ ках, влюбленных в природу. Цикл таких стихов был опубликован в коллективном сборнике «Выстрел» . Поэт лирически рисует перед читателем прелесть охот­ ничьих зорь, когда восход или закат под­ жигает водные просторы, когда «крылом веселый селезень костер зари качает», когда «трубит в трубу трубач-бекас». Но стремление во что бы то ни стало выполнить примитивно понятый «соци­ альный заказ» приводит к тому, что поэт ломает лирический контекст, насильст­ венно впихивает в него агитационно-га­ зетные понятия. Он вдруг начинает про ­ возглашать , что и охотники, и рыбаки — «винтики одной строительной машины». Он делает вывод, что «эта стерлядь , ка­ раси понравятся рабочим». Такие строч­ ки звучат,, как пародия. Тема рабочего класса не раскрывается от того, что про­ изнесено слово «рабочий». А лирическое стихотворение оказывается испорчен­ ным. Успешнее Н. Алексеев в эти годы р а з ­ рабатывает «крестьянскую» тематику. Знание материала, художническая влюб­ ленность в него органически слились со значительным идейным звучанием этого жизненного материала. В стихотворении «Борода» обнаружи­ вается умение поэта немногочисленны­ ми, но емкими деталями создавать зри­ мый образ: Бородат он, приземист и строг. Что ни слово — булыжина с воза... Ну, а все ж без опаски не мог Постучаться в ворота колхоза. Точным сравнением раскрывается пси­ хология трудового,, хозяйственного серед ­ няка, которому и непривычен, и притя­ гателен коллективный труд, который хо­ чет сам убедиться во всем, прежде чем принять решение: Оглядев весь до винтика трактор. Как цыган, словно в зубы коню. Заглянул он тогда в радиатор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2