Сибирские огни, 1957, № 2

Вместе с чисто формальным влияни­ ем символистов на какой-то период вкра­ лось в творчество Н. Алексеева и влия­ ние их мрачных, декадентских идей. Он пишет стихотворения «Зм ея» и «Без- верье» . Смысл первого из них заклю ­ чается в следующем: змея не может жить в темноте, она оживает только на солнце, в жаре. И я, поэт, давно кричу солнцу: уничтожь ночи, дай жару! Эта странная идея неприемлема даже с позиций просто человеческого инстинк­ та самосохранения. Ведь поэт изобража­ ет змею к ак гада, врага: Туда в часы дневного жара Шагни ка шорохи листвы — И вскрикнешь в страхе от удара Копьеобразной головы. И тем не менее требует, чтобы солнце помогало змее жить и жалить. Идея «Б езверья» прозрачно выраж е­ на в концовке: Придут другие и в вечность канут... Мечом безверья я был сражен... Я верил Небу — и был обманут... Я верил людям — и был казнен. Идейная направленность этих двух стихотворений не получила развития во всем дальнейшем пути поэта. По-видимо­ му, на первых порах он просто отдал дань некритическому, всеядному освое­ нию поэзии символистов. Но учеба у них способствовала овла­ дению поэтической формой. Это видно даже по афористичности последней стро­ фы «Б езверья» , по точному художе­ ственному образу в строчках, процитиро­ ванных и з «Змеи». «Копьеобразная» — это и зрительно похоже, и потому что голова удар наносит. Эпитет обогащает­ ся двойным смыслом. А «шорохи лист­ вы» помогают нам представить картину в пространстве, змею в движении. В последние годы пребывания во Франции Н. Алексеев использует воз­ росшее поэтическое умение для раскры­ тия революционных идей. В стихотворе­ нии «Банкир» поэт находит образы , не­ сущие глубокий смысл. Банкир сидит над картой мира и под­ считывает доходы от войны: Сигара серый пепел сыпет, Пока, потея, числит он Месопотамию, Египет, Формозу, Сирию, Нейлон. От напряжения глазом слеплым Отыскивает он едва Им погребенные под пеплом На океане острова. Сигарным пеплом засыпана карта, и эта деталь помогает представить нам конкретный облик банкира — жадного, небрежного, торопящегося. Одновремен­ но рамки нашего восприятия раздвига­ ются, мы видим, как банкир засыпает пеплом войны землю. Образ банкира, не теряя поэтической конкретности, выра­ стает до обобщенного символа капита­ лизма, которому уже и земли мало, ко­ торый жалеет , что Над солнцем власти нет такой. Чтобы оно в подвалы банка Легло, как слиток золотой. Своим протестом против войны, про­ тив капиталистов, затеявших ее, тоской по России, — всей основной направлен­ ностью своего мировосприятия поэт сразу принял Октябрьскую социалисти­ ческую революцию. Пускай в декадент­ ском духе исковеркано заглавие — «Октявь» (по-видимому, нечто вроде «Октябрьская явь» . Но в этом стихо­ творении Н. Алексеев от всей души при­ ветствует революцию в России. В 1918 году впервы е в произведениях Н. Алексеева называется имя Ленина. Позже ленинская тема займет значи­ тельное место в творчестве поэта. ...Русским людям грустно в знойной Ницце, они идут на могилу своего зем ля ­ ка — Герцена, звон «Колокола» кото­ рого гремел когда-то по всему миру. «Герцен, воля!» — восклицают они. Но народный «звонарь» молчит, задумав­ шись. А призывный набат свободы бьет теперь из Советской России: ...вздымаясь, ветром вспенен, Средиземный плещет вал: Бьет звонарь великий — Ленин, Мир какого не знавал. З а первое пятилетие (1 9 1 5— 1920 гг.) своей поэтической работы Н. Алексеев, испытав ряд влияний как в области идео­ логии, так и в области художественной формы, начал определяться как демо­ кратический поэт, воспринявший идеи Октябрьской революции. Правда, это оставалось еще в рамках поэтической де­ кларации, а не идейно-художественного познания революционной действительно­ сти. Да и форма его стихов осталась эклектичной, неровной. Отточенные строфы , поэтические образы , наполнен­ ные глубоким смыслом, чередуются с з а ­ умью, с крайним субъективизмом вос­ приятия. • В 1920 году Н. Алексееву , наконец, удалось вырваться на родину. В Одессе, недавно лишь освобожденной от интер­ вентов и белогвардейцев, он ступил на русскую землю и окунулся в кипучую жизнь советской страны. Он участвует в митингах, •выступает со стихами, с сооб­ щениями о своем пребывании во Фран­ ции. На родной Псковщине Н. Алексеев в 1926 году вступает в Коммунистиче­ скую партию. В биографии поэта начи­ нается сложный и длительный период знакомства с новой для него действи­ тельностью. В течение почти целого десятилетия после своего возвращения поэт мало пишет стихов, зато много времени отдает газетной работе, которая помогает ему изучать жизнь. Он как бы заново про­ никается атмосферой своей крестьянской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2