Сибирские огни, 1957, № 2
Повдинской железоделательный завод с полуденной стороны». На этих рисунках значится «1802 год», очевидно, выпол ненных в пути на Алтай. Как известно, Петров на Алтай прибыл в марте 1802 года. С 1802 по 1810 год Петров побывал во многих местах А лтая и Во сточной Сибири. О жизнедеятельности В. П. Петрова отрывочно и весьма скупо сказано в не которых справочниках русских художни ков. Более полные сведения о Петрове мы нашли в журнале «Азиатский Вест ник» за 1825 год. Издатель журнала Г. И. Спасский, хорошо знавший Петро ва по Алтаю , в сноске к статье о Сибири писал: «Василий Петрович Петров полу чил первоначальное образование в С.-Петербургском Театральном училище в 1787 году, поступил в С.-Петербург ский Горный корпус учителем рисова ния, а в 1801 году, будучи в чине Берг- гешворена 12 класса (горный чин), по именному Указу , данному Кабинету, причислен к Эрмитажу в звании мастера живописи и рисования, и в том же году, по другому Указу , назначен на Ураль ские и Сибирские заводы и рудники для снятия внешних и внутренних видов оных» . В. П. Петров, прибыв на Алтай, посе тил Колывано-Воскресенские заводы , в июне 1802 года ездил на Риддерский рудник. Об этой поездке он писал Спас скому: «Начал я мои работы и занимался ими по разным местам белков (гЬры на Алтае), чем ближе к Китайской грани це... потом продолжал свои работы по ре кам Бухтарм е и Иртышу до Семипала тинской, а кончил Змеевом (Змеиногор ский рудник. — П. К.)... далее он пи сал ... Сорок пять ясных дней снял с н а туры 25 видов». Некоторые виды Алтая сохранились, они помогали нам опреде лить принадлежность рисунков, опубли кованных Спасским в журнале «Сибир ский Вестник» за 1818 год. Тогда были опубликованы четыре гр а вюры работы гравера резцом Дмитрия Кулибина. Это были виды Алтая: «О зе ро Колывань» , «Листвяжий хребет близ деревни Фыкалки» , «Бухтарминская кре пость», «Курчумский снежный хребет от деревни Верхне-Бухтарминская» . При публикации гравюр не была сделана ссылка на автора. Только теперь в ре зультате сопоставления рисунков Петро ва, находящихся в Русском музее, с гра вюрами, нам удалось установить, что они были Кулибиньга исполнены с рисунков Петрова. В 1803 году В. П. Петров был направ лен из Б арн аула в Забайкалье , в Даурию (Нерчинск). Эта поездка продолжалась до конца 1804 года. В пути Петров останав ливался в городе Иркутске и совершал поездку к бурятам Кудинского и Хорин- ского родов. Им были сделаны рисунки с заводских строений, Посольского мона стыря около о зера Байкал . Исключи тельный интерес представляют акварель ные рисунки с бурят и горожан Иркут ска. Об этих рисунках Г. И. Спасский от зывался : «Сделал он собрания снятых им с натуры бурятских костюмов и самих лиц, в коих соблюдена им столь рази тельная точность, что несмотря на ма лый размер лица — изображения буря тов можно почесть настоящими портре тами. Сверх того снял он внешний и внутренний виды бурятских ку мирней». Ж изнь и быт бурят настолько заинте ресовали Петрова, что он задумал со здать ’большую картину. В. П. Петров сделал многочисленные натурные ри сунки с бурят, которые до наших дней донесли свеж есть и этнографи ческий колорит. Художником тщательно прорисованы лица людей и бурятских ко стюмов мужчин, женщин и юношей. По рисункам художника можно заключить, что он имел полное представление о различных слоях бурятского общества в начале XIX столетия. В. П. Петров, вернувшись из Восточ ной Сибири в Барнаул , продолжал свои выезды на Колывано-Воскресенские и Риддерские заводы , д елал зарисовки с рабочих и мастеровых, обрабатывал со бранный материал о бурятах. Но карти ну из жизни бурят ему не пришлось вы полнить. Он заболел и в припадке ду шевного расстройства в 1810 году погиб, бросившись в колодец. После смерти художника более двух сот видов, рисунков и набросков были отосланы из Б арнаула в С.-Петербург. С тех пор автор и его работы были преда ны забвению, если не считать приведен ные выше примечания Г. И. Спасского, близко знавшего художника по работе на Алтае. Спустя более ста лет часть рисунков В. П. Петрова поступила в Русский му зей: в 1918 году около тридцати рисун ков были получены от JI. Е. Цытович, а в 1921 году более 140 работ художника были приняты от Государственного Ар хивного фонда. Надо полагать, что ряд работ В. П. Петрова находится ещ е в частном собра нии. Было бы весьма желательным все р а боты В. П. Петрова сосредоточить в од ном месте с тем, чтобы можно было ис пользовать этот подлинный иллюстратив ный материал в научно-исследователь ской и другой работе о Сибири и Урале. П. Каралъкин. 11. «Сибирские огни» № 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2