Сибирские огни, 1957, № 2

Повдинской железоделательный завод с полуденной стороны». На этих рисунках значится «1802 год», очевидно, выпол­ ненных в пути на Алтай. Как известно, Петров на Алтай прибыл в марте 1802 года. С 1802 по 1810 год Петров побывал во многих местах А лтая и Во­ сточной Сибири. О жизнедеятельности В. П. Петрова отрывочно и весьма скупо сказано в не­ которых справочниках русских художни­ ков. Более полные сведения о Петрове мы нашли в журнале «Азиатский Вест­ ник» за 1825 год. Издатель журнала Г. И. Спасский, хорошо знавший Петро­ ва по Алтаю , в сноске к статье о Сибири писал: «Василий Петрович Петров полу­ чил первоначальное образование в С.-Петербургском Театральном училище в 1787 году, поступил в С.-Петербург­ ский Горный корпус учителем рисова­ ния, а в 1801 году, будучи в чине Берг- гешворена 12 класса (горный чин), по именному Указу , данному Кабинету, причислен к Эрмитажу в звании мастера живописи и рисования, и в том же году, по другому Указу , назначен на Ураль ­ ские и Сибирские заводы и рудники для снятия внешних и внутренних видов оных» . В. П. Петров, прибыв на Алтай, посе­ тил Колывано-Воскресенские заводы , в июне 1802 года ездил на Риддерский рудник. Об этой поездке он писал Спас­ скому: «Начал я мои работы и занимался ими по разным местам белков (гЬры на Алтае), чем ближе к Китайской грани­ це... потом продолжал свои работы по ре­ кам Бухтарм е и Иртышу до Семипала­ тинской, а кончил Змеевом (Змеиногор­ ский рудник. — П. К.)... далее он пи­ сал ... Сорок пять ясных дней снял с н а ­ туры 25 видов». Некоторые виды Алтая сохранились, они помогали нам опреде­ лить принадлежность рисунков, опубли­ кованных Спасским в журнале «Сибир­ ский Вестник» за 1818 год. Тогда были опубликованы четыре гр а ­ вюры работы гравера резцом Дмитрия Кулибина. Это были виды Алтая: «О зе­ ро Колывань» , «Листвяжий хребет близ деревни Фыкалки» , «Бухтарминская кре­ пость», «Курчумский снежный хребет от деревни Верхне-Бухтарминская» . При публикации гравюр не была сделана ссылка на автора. Только теперь в ре­ зультате сопоставления рисунков Петро­ ва, находящихся в Русском музее, с гра­ вюрами, нам удалось установить, что они были Кулибиньга исполнены с рисунков Петрова. В 1803 году В. П. Петров был направ­ лен из Б арн аула в Забайкалье , в Даурию (Нерчинск). Эта поездка продолжалась до конца 1804 года. В пути Петров останав­ ливался в городе Иркутске и совершал поездку к бурятам Кудинского и Хорин- ского родов. Им были сделаны рисунки с заводских строений, Посольского мона­ стыря около о зера Байкал . Исключи­ тельный интерес представляют акварель ­ ные рисунки с бурят и горожан Иркут­ ска. Об этих рисунках Г. И. Спасский от­ зывался : «Сделал он собрания снятых им с натуры бурятских костюмов и самих лиц, в коих соблюдена им столь рази ­ тельная точность, что несмотря на ма­ лый размер лица — изображения буря­ тов можно почесть настоящими портре­ тами. Сверх того снял он внешний и внутренний виды бурятских ку­ мирней». Ж изнь и быт бурят настолько заинте­ ресовали Петрова, что он задумал со­ здать ’большую картину. В. П. Петров сделал многочисленные натурные ри­ сунки с бурят, которые до наших дней донесли свеж есть и этнографи­ ческий колорит. Художником тщательно прорисованы лица людей и бурятских ко­ стюмов мужчин, женщин и юношей. По рисункам художника можно заключить, что он имел полное представление о различных слоях бурятского общества в начале XIX столетия. В. П. Петров, вернувшись из Восточ­ ной Сибири в Барнаул , продолжал свои выезды на Колывано-Воскресенские и Риддерские заводы , д елал зарисовки с рабочих и мастеровых, обрабатывал со­ бранный материал о бурятах. Но карти­ ну из жизни бурят ему не пришлось вы ­ полнить. Он заболел и в припадке ду­ шевного расстройства в 1810 году погиб, бросившись в колодец. После смерти художника более двух­ сот видов, рисунков и набросков были отосланы из Б арнаула в С.-Петербург. С тех пор автор и его работы были преда­ ны забвению, если не считать приведен­ ные выше примечания Г. И. Спасского, близко знавшего художника по работе на Алтае. Спустя более ста лет часть рисунков В. П. Петрова поступила в Русский му­ зей: в 1918 году около тридцати рисун­ ков были получены от JI. Е. Цытович, а в 1921 году более 140 работ художника были приняты от Государственного Ар­ хивного фонда. Надо полагать, что ряд работ В. П. Петрова находится ещ е в частном собра­ нии. Было бы весьма желательным все р а ­ боты В. П. Петрова сосредоточить в од­ ном месте с тем, чтобы можно было ис­ пользовать этот подлинный иллюстратив­ ный материал в научно-исследователь­ ской и другой работе о Сибири и Урале. П. Каралъкин. 11. «Сибирские огни» № 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2