Сибирские огни, 1957, № 2

...В парке города Иена, знаменитого '■своим университетом и народными пред­ приятиями оптических приборов «Карл Цейсе», к нам подсел скромно одетый мужчина лет сорока. Он некоторое время прислушивался к нашему разговору, а потом и сам вступил в него. Он пред­ ставился: «Вальтер Фрише. Бургомистр села Камбург на Заале» . Слесарь по профессии, он был послан партией на работу в деревню. С сель ­ ским хозяйством незнаком. На новом месте получает значительно меньшую зарплату , чем на заводе. И жить, и рабо­ тать ему нелегко. — Тут уж ничего не поделаешь! — развел руками Фрише. — Тяжело, ко­ нечно. Но ра з это нужно партии... Он буквально забрасывает вопросами и с жадностью ловит каждое слово. — К ак бы мне хотелось побывать в Советском Союзе! Самому посмотреть на колхозы , совхозы , увидеть Кремль, сельскохозяйственную выставку... На­ сколько легче было бы вести пропаган­ ду среди крестьян . Крестьяне —■ народ недоверчивый. А когда я бы мог сказать: «Я сам это видел!» — совсем другое дело ... Бургомистр охотно рассказывает о ■себе, своей семье. — Старш ая дочь поступила в педа­ гогический институт. Получает стипен­ дию. Это большая помощь семье. Кроме нее , у нас ещ е двое детей... Нам с ж е ­ ной не пришлось учиться. А дети не зна­ ют теперь никаких забот. В симпатиях В альтера Фрише, конеч­ но, тоже не приходилось сомневаться. Может ли иначе рассуждать человек, у которого на лацкане пиджака значок члена Социалистической единой партии Германии! Х арактерным , по-моему, был разговор с пожилыми женщинами, коротавшими время за беседой на бульваре в Эйзе- нахе. Одна из них охотно сообщила нам о местных достопримечательностях, а по­ том,, порывшись в довольно потрепанном ридикюле, вытащила несколько фото­ графий и показала их. Это были ее дети. Все они погибли во время войны. Все, кроме младшей дочери, с которой она теперь живет. У этой женщины было крупное по­ местье в Верхней Силезии. Война разо ­ рила его. У нее был большой пансион в Берлине. В него угодила бомба. У нее было солидное состояние. Теперь его нет. У нее были дети. Их тоже взяла война... Трудно примириться со всем этим. Но она не таит зла . Гитлер принес много страданий немецкому народу. В одном она твердо уверена: война никогда не должна больше повториться! — Посмотрите, сколько детей во- круг, — показы вает эта женщина на десятки колясок с малышами. — Им надо расти... Мы разговаривали в Кведлинбурге с молодой женщиной Элизабет Лоренц. Ее муж четыре года был в плену. Она в ужасе от того, что боннское правитель­ ство приняло закон о всеобщей воин­ ской повинности. Она верит, что только дружба Германии с Советским Союзом обеспечит мир. А это очень важно, хотя бы потому, что ей хочется стать ма­ терью. Нет, не только активисты общества германо-советской дружбы, не только функционеры партийных комитетов де­ лают правильные выводы. Новая Герма­ ния не свернет с пути. Ее народ — в лагере мира. 7 . Детали Часто бывало так: сталкиваешься с каким-нибудь фактом и не обращаешь на него особого внимания. А позже ловишь себя на том,, что подобные факты назой­ ливо повторяются и, стало быть, никак не могут считаться случайными. Таким образом,, из разрозненных наблюдений и малозначительных событий складыва­ лись цельные впечатления о жизни мало­ знакомой страны. ...Собственно, это произошло еще в Польше. Первая после советско-польской границы крупная станция — Седльце. Истекло положенное время стоянки, до­ несся еле слышный перелив свистка главного кондуктора, и поезд мягко ото­ шел от перрона. Мы решили, что прозе­ вали паровозный гудок, увлеченные но­ визной впечатлений. Но нет! В Варшаве все высыпали на платформу и чуть было не отстали от поезда, потому что, как и в Седльце, он тронулся без гудка! То же было в Познани, Франкфурте-на-Оде­ ре; Берлине — на каждой станции. И в Польше, и в ГДР щадят слух людей, ограняю т их покой. И, право же, движе­ ние железнодорожного транспорта ни­ чуть не страдает от того, что машини­ стам запрещено пользоваться гудками , локомотивов. Когда мы осматривали станцию бер­ линского метро «Площадь имени Тельма-; на» , все заметили оригинальную схему подземных маршрутов. Внешне она мало чем отличалась от планов, имеющихся на каждой станции московского метропо­ литена. Однако ее снабдили нехитрым устройством, помогающим пассажиру быстро и безошибочно узнать нужный маршрут. По обеим сторонам схемы сде­ ланы таблички с алфавитным обозначе­ нием станций. Нажмешь кнопку против той, куда тебе хочется попасть, и на плане вспыхивают маленькие лампочки, обозначая весь путь, места пересадок. Через тридцать секунд свет гаснет. Мы полюбовались схемой и забыли о ней. Но когда на всех дорогах нам стали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2