Сибирские огни, 1957, № 2

В немецких газетах часто публикуют­ ся дискуссионные статьи об архитектуре, типовые проекты жилых зданий, сек­ ций, квартир . Планировка жилья не яв ­ ляется в ГДР привилегией архитекто­ ров. В обсуждении «наилучшего устрой­ ства быта самое деятельное участие при­ нимают те, для кого строятся новые до­ ма, — рабочие и служащие. З а ними остается последнее слово. Первы е этажи всех зданий на новой магистрали заняты лучшими в Берлине магазинами, ресторанами, кинотеатрами. Здесь же сооружен замечательный спор­ тивный дворец — Дейче Шпортхалле, вмещающий пять тысяч человек. Какой поразительный контраст со старым Берлином! Таким должен быть весь город. Таким он и будет. В нем, конечно, останется место и для замечательных ' памятников архитектуры , но не будет и следа от то­ го, что вошло в историю Германии са ­ мой позорной страницей. Сегодня на ме­ сте бывшей имперской канцелярии — резиденции Гитлера — ещ е лежит груда развалин . Скоро на сооружаемой здесь площади имени Тельмана поднимутся новые здания нового Берлина, Берлина социалистического. 3 . В г о р о д е юности Маршрут неумолим: две тысячи кило­ метров нужно проехать за четырнад­ цать дней. Одни впечатления сменяются другими, Саксонская Швейцария — Тюрингией, города — селами. Постепен­ но наши представления о стране стано­ вятся все более полными. ...Н а пути в Дрезден мы делаем оста­ новку в самом молодом городе республи­ ки. Он возник рядом с крупнейшим в стране металлургическим комбинатом. Его по справедливости называют горо­ дом юности. Первыми сюда пришли во­ семьсот юношей и девушек. Они заложи ­ ли фундамент комбината и первые жи­ лые кварталы , построили завод и де­ сятки многоэтажных зданий. Молодежь преобладает и среди рабочихчиеталлур- гов. Город складывается на принципиально новой основе, как первенец социалисти­ ческой Германии. Здесь нет ни кривых переулков, ни беспорядочного нагромож­ дения домов, ни времянок-бараков. Город создавался в строгом соответствии с планом застройки. Площадь германо-советской дружбы , расположенная в самом центре, окруж е ­ на четырехэтажными домами, создающи­ ми строгий и стройный ансамбль. Зд а ­ ния яслей , детских садов и школ нахо­ дятся в удалении от жилых домов на просторных площадках, обрамленных га­ зонами и молодыми деревьями. Д ля металлургов выстроен замеча­ тельный театр имени Фридриха Вольфа. Своей труппы в городе пока нет, но сце­ на театра пустует редко. Сюда приезж а­ ют творческие коллективы из других го­ родов. Здесь выступает самодеятель­ ность. В театре демонстрируются и ки­ нофильмы. Кстати, для детей устраива ­ ются только воскресные сеансы. Спра­ ведливо считается, что в обычные дни недели не следует злоупотреблять р а з ­ влечениями для детей. Всюду в здании театра — заботливо обставленные красивой мебелью уют­ ные уголки отдыха. В зрительном зале на семьсот мест, расположенных амфи ­ театром,, имеется установка кондициони­ рования воздуха. Каждое кресло радио­ фицировано , В фойе устраиваются вы ­ ставки изобразительного искусства, ру ­ коделия, книжных новинок и т. п. Все, каж ется , предусмотрено здесь, обо всем проявлена хозяйская забота, чтобы посетителям было удобно и хоро­ шо. Лишь за актеров несколько обидно: им уделено почему-то слишком мало внимания. Две общие гримировочные комнаты — одна для женщин, другая для мужчин — не создают нужных ус­ ловий для артистов. В т а к о м театре хотелось бы видеть иное оборудование закулисной части. Эта деталь невольно обратила на себя внимание. Она, по моему мнению, не случайна. Мы оказались в Германии в пору летних каникул в школах и вузах, отпусков в театрах . Единственное зр е ­ лищное предприятие, в котором удалось побывать, — частный цирк Буш а в Б ер ­ лине. Нас поразили контрасты и в этом цирке. Рядом с артистами высокого клас­ са на арену выходили весьма посредст­ венные исполнители. Все представление было лишено праздничности, парадно­ сти, ассоциирующихся с цирком. Д ело ­ вито, нимало не заботясь о производи­ мом впечатлении, артисты проделывали свои трюки и уступали место на манеже другим, а клоунада прямо-таки потряса­ ла" своей пошлостью. Очевидно, это свой­ ственно именно частному цирку. Мы ви­ дели вокруг пышно иллюминированного шапито десятки деревянных вагончи­ ков, в которых размещ ается труппа, кочуя из города в город. Впоследствии вереницы таких вагончиков, прицеплен­ ных к трактору , не раз попадались нам на пути.*Незавидна жизнь этих артистов, не имеющих крыши над головой, пересе­ кающих со своим балаганом страну из конца в конец... И то, что в прекрасном новом театре артистам снисходительно отвели самые неустроенные помещения, не могло не напомнить о кочующих цирковых кол­ лективах. ...Нас пригласили в один из детских садов комбината. В нем два отделения — дневное и интернат, где ребятишки н а ­ ходятся шесть дней в неделю. Мы при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2