Сибирские огни, 1957, № 2

Китайские легенды и сказки Три года тому назад я впервые приехал в Китайскую Народную Республику и был радостно поражен буквально всем, что там увидел. Однако мне, ка.к каждому литератору, недостаточно было внешних впечатлений. Хотелось «проникнуть» в самую душу народа и понять ее. Тем более, что об этой душе колонизаторы написали много всяче­ ской чепухи и вздора. ^ Ж изнь предоставила мне разнообразные возможности. Я видел ки­ тайцев в труде, в часы отдыха, на площадях во время народных игр, в театральных залах . Я беседовал с сотнями людей, с некоторыми коротко подру­ жился и бывал у них в гостях. Я подолгу разговаривал с работниками искусства — знатоками человеческих душ: писателями, художника­ ми, музыкантами , актерами. Как-то один из китайских друзей посоветовал познакомиться с фольклором . — Вот послушайте, — сказал он, — всего лишь несколько посло­ виц и поговорок: «Если стоишь прямо — не бойся, что твоя тень кри­ вая» , «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» , «Путеше­ ствие в тысячу ли начинается с одного шага», «Самые высокие башни поднимаются с земли», «Если миллионы людей станут обличать кого- нибудь, то он может умереть даже не болея». Этот же друг рассказал мне поэтическую легенду о пастухе и ткачихе, которые один раз в году встречаются на Млечном Пути, и мудрую сказку о старике Юй Гуне, который решил передвинуть горы. Это не могло не увлечь. Я стал пользоваться каждым случаем, чтобы познакомиться с устным творчеством китайского народа, и передо мной раскры валась удивительная мудрость народа, его одаренная и благородная душа. Изумительно богат и разнообразен фольклор Китая! Тут и леген­ ды, и волшебные сказки, и сказки бытовые, басни и анекдоты, притчи и пословицы. Они воспевают героев — народных защитников и умель­ цев, прославляют народную мудрость, смекалку, восхваляют трудо­ любие и честность, высмеивают богатых, жадных, ленивых. В Сычуани местные писатели рассказали мне об искусном столяре и каменщике Лу Бане. Этот талантливый умелец жил в государстве Лу в эпоху «Весны и осени». В одной из книг времен танской дина­ стии (618— 907 гг. н. э.) рассказывается о том, что Лу Бань из дере­ ва сделал птицу и улетел на неб 9 - За ' тысячу лет, отделяющих эпоху «Весны и осени» от танской эпохи, Лу Бань стал легендарным героем, которому народ приписывает все самые выдающиеся архитектурные с о о р уж ен и я /В Сычуани до настоящего времени широко распростра­ нены легенды о Лу Бане. В сычуанских деревнях я видел изумительно тонкие вырезки из бумаги, сделанные ножницами и бритвой. Это, пожалуй, самый рас­ пространенный среди китайских женщин вид искусства. Что же вы­ резают крестьянки? Это — предметы повседневной жизни: фрукты и овощи, птицы, насекомые, цветы и одновременно — герои очень по­ пулярных в народе легенд и сказок. Большое влияние оказало народное творчество на художествен­ ную литературу . В Кайфыне (одна из древних столиц Китая) мне по­ к азали книгу народных сказаний, на основе которых в XIV веке Ши Няй-анем был написан классический роман «Речные заводи». Кор­ нями своими уходят в народное творчество знаменитый древний ро ­ ман Ло Гуань-чжуна «Троецарствие». Я был свидетелем огромной популярности в Китае этих произве-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2