Сибирские огни, 1957, № 1
ке JI. Квина, особенно обидно. Потому что уже в рассказе «Подземный ход» явно видны положительные стороны творчества автора. Все три юных героя этого рассказа — разные по характерам люди. Миша — несколько мечтательный, презрительно относящийся к девчонкам и покрови тельственно к шестилетнему Толику и к своему другу Вите. А Витя — странный человек, по мнению Миши: водится с девчонками, а к насмешкам товарищей и того же Миши абсолютно равнодушен. И, наконец, шестилетний Толик, описан ный автором с доброй улыбкой. Толик— принципиальный и настойчивый чело век. Раз мама поручила ему покупать керосин, Толик выполняет свою обязан ность без каприза, по-деловому. Если он решил идти с Мишкой в подземелье, то не так-то просто от него отделаться. Но, с другой стороны, раз мама поручила Мишке готовить обед, Толик требует, чтобы этот обед был. А если Мишка по рассеянности посолит яичницу сахаром, «Толик немедленно сделает эту новость достоянием всех своих горластых дру зей». Любитель приключений, Геша (рас сказ «Последний из шерлокхолмсов») захотел тоже поймать шпиона. Это, судя по предыдущему, не так трудно. Геша подозревает, что сосед в новой квартире — шпион, который хранит «адскую машину». Он подговаривает своего приятеля Леню, и они самоотвер женно, мужественно выслеживают «шпи она». I Однажды «последний из шерлокхолм сов» получает письмо: «О, великий раз гадыватель тайн! У тебя глаза зорче, чем у степного орла. Ты сумел в темной при хожей разглядеть пистолет в моей руке. Но увы! Это был не пистолет, а кар манный фонарик. У тебя уши чутче, чем у зайца. Ты услышал слова, которые я выстукивал на ключе для тренировки. Но ты плохо знаешь азбуку Морзе. Точка — это не «а», а «е». «Айская ма» — это не адская маши на, а ейская махорка... Твой таинственный сосед, владелец ад ской машины. Д. П.» Заканчивается рассказ так: «Дядя Петя склоняется над радиолю бительским журналом и пишет: «29 де кабря... в 20 часов 37 минут установил двустороннюю связь с дрейфующей стан цией «Северный полюс 5». Северный полюс... Перед ребятами на секунду встают бескрайние снежные просторы далекой Арктики... Вот стоянка смелых совет ских полярников. Разве есть на свете что-нибудь еще интереснее, а?» И хочется ответить вместе с Гешей. Да, это значительно интереснее не правдоподобных рассказов про шпионов. Из рассказа «Последний из шерлок холмсов» видно, как интересно умеет разговаривать JI. Квин с ребятами. В рассказе острый, увлекательный сюжет, живые образы. Прочитав его, школьни кам будет над чем подумать. Девочка, которую все, и она сама в том числе, считают трусихой, находит в себе силы перед всем классом назвать виновного. Автор как будто ничего не утверждает, он даже рассказ заканчива ет так: «Валя ведь была известной тру сихой». Право решить — трусишка Валя или нет — предоставлено читате лям. От этого рассказ получает значе ние спора с самой Валей, значение серь езного разговора по душам с читателем, причем разговора, в котором читатели сделают интересные открытия. Напри мер, чтобы быть всегда честным, нужна, оказывается, смелость. На интересную тему решил погово рить с юными читателями писатель в рассказе «Сеня Петушков на целине». Тем досаднее торопливость и непроду- манность, с которыми он это сделал. Композиционно рассказ распадается на две самостоятельные, темы. Первая часть посвящена тому, как Сеня Петуш ков, получив двойку, решает сбежать на целину — в новый совхоз, где работает его сестра. Добравшись до совхоза, бег лец убеждается, что пока он здесь ни чем помочь не может, и сестра отправ ляет его обратно. Во второй части Сеня вместе с сов хозными ребятами ловит сусликов. Оба сюжета могли лечь в основу хороших рассказов. Но автор не изображает со бытия, а чаще всего сухо и протокольно сообщает: «Он собрал соседних маль чишек и вместе с ними двинулся в по ход». Или: «Три дня шла подготовка к соревнованию. Противники выбирали участки для ловли, распределяли обязан ности между членами команды, готовили охотничью снасть» и т. п. Но ведь чита телю хочется увидеть, как все это про исходило! Прав Геша, когда не хочет читать скучные книжки для детей о хороших мальчиках и девочках. JI. Квин не удовлетворяет в полной мере горячую потребность ребят прочи тать о подвигах, о героических делах, а что такая книжка по силам автору, убедительно доказывают лучшие расска зы сборника. Н. Малюкова ЗАМЕТКИ О КНИГАХ Ю. В. Д а в ы д о в . В м о р я х и с т р а н с т в и я х . Географгиз, М., 1956. 208 стр. В проливе Павек, что соединяет Чаун скую губу с Восточно-Сибирским морем, далеко в море выдается высокий мыс.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2