Сибирские огни, 1957, № 1

ке JI. Квина, особенно обидно. Потому что уже в рассказе «Подземный ход» явно видны положительные стороны творчества автора. Все три юных героя этого рассказа — разные по характерам люди. Миша — несколько мечтательный, презрительно относящийся к девчонкам и покрови­ тельственно к шестилетнему Толику и к своему другу Вите. А Витя — странный человек, по мнению Миши: водится с девчонками, а к насмешкам товарищей и того же Миши абсолютно равнодушен. И, наконец, шестилетний Толик, описан­ ный автором с доброй улыбкой. Толик— принципиальный и настойчивый чело­ век. Раз мама поручила ему покупать керосин, Толик выполняет свою обязан­ ность без каприза, по-деловому. Если он решил идти с Мишкой в подземелье, то не так-то просто от него отделаться. Но, с другой стороны, раз мама поручила Мишке готовить обед, Толик требует, чтобы этот обед был. А если Мишка по рассеянности посолит яичницу сахаром, «Толик немедленно сделает эту новость достоянием всех своих горластых дру­ зей». Любитель приключений, Геша (рас­ сказ «Последний из шерлокхолмсов») захотел тоже поймать шпиона. Это, судя по предыдущему, не так трудно. Геша подозревает, что сосед в новой квартире — шпион, который хранит «адскую машину». Он подговаривает своего приятеля Леню, и они самоотвер­ женно, мужественно выслеживают «шпи­ она». I Однажды «последний из шерлокхолм­ сов» получает письмо: «О, великий раз­ гадыватель тайн! У тебя глаза зорче, чем у степного орла. Ты сумел в темной при­ хожей разглядеть пистолет в моей руке. Но увы! Это был не пистолет, а кар­ манный фонарик. У тебя уши чутче, чем у зайца. Ты услышал слова, которые я выстукивал на ключе для тренировки. Но ты плохо знаешь азбуку Морзе. Точка — это не «а», а «е». «Айская ма» — это не адская маши­ на, а ейская махорка... Твой таинственный сосед, владелец ад­ ской машины. Д. П.» Заканчивается рассказ так: «Дядя Петя склоняется над радиолю­ бительским журналом и пишет: «29 де­ кабря... в 20 часов 37 минут установил двустороннюю связь с дрейфующей стан­ цией «Северный полюс 5». Северный полюс... Перед ребятами на секунду встают бескрайние снежные просторы далекой Арктики... Вот стоянка смелых совет­ ских полярников. Разве есть на свете что-нибудь еще интереснее, а?» И хочется ответить вместе с Гешей. Да, это значительно интереснее не­ правдоподобных рассказов про шпионов. Из рассказа «Последний из шерлок­ холмсов» видно, как интересно умеет разговаривать JI. Квин с ребятами. В рассказе острый, увлекательный сюжет, живые образы. Прочитав его, школьни­ кам будет над чем подумать. Девочка, которую все, и она сама в том числе, считают трусихой, находит в себе силы перед всем классом назвать виновного. Автор как будто ничего не утверждает, он даже рассказ заканчива­ ет так: «Валя ведь была известной тру­ сихой». Право решить — трусишка Валя или нет — предоставлено читате­ лям. От этого рассказ получает значе­ ние спора с самой Валей, значение серь­ езного разговора по душам с читателем, причем разговора, в котором читатели сделают интересные открытия. Напри­ мер, чтобы быть всегда честным, нужна, оказывается, смелость. На интересную тему решил погово­ рить с юными читателями писатель в рассказе «Сеня Петушков на целине». Тем досаднее торопливость и непроду- манность, с которыми он это сделал. Композиционно рассказ распадается на две самостоятельные, темы. Первая часть посвящена тому, как Сеня Петуш­ ков, получив двойку, решает сбежать на целину — в новый совхоз, где работает его сестра. Добравшись до совхоза, бег­ лец убеждается, что пока он здесь ни­ чем помочь не может, и сестра отправ­ ляет его обратно. Во второй части Сеня вместе с сов­ хозными ребятами ловит сусликов. Оба сюжета могли лечь в основу хороших рассказов. Но автор не изображает со­ бытия, а чаще всего сухо и протокольно сообщает: «Он собрал соседних маль­ чишек и вместе с ними двинулся в по­ ход». Или: «Три дня шла подготовка к соревнованию. Противники выбирали участки для ловли, распределяли обязан­ ности между членами команды, готовили охотничью снасть» и т. п. Но ведь чита­ телю хочется увидеть, как все это про­ исходило! Прав Геша, когда не хочет читать скучные книжки для детей о хороших мальчиках и девочках. JI. Квин не удовлетворяет в полной мере горячую потребность ребят прочи­ тать о подвигах, о героических делах, а что такая книжка по силам автору, убедительно доказывают лучшие расска­ зы сборника. Н. Малюкова ЗАМЕТКИ О КНИГАХ Ю. В. Д а в ы д о в . В м о р я х и с т р а н с т в и я х . Географгиз, М., 1956. 208 стр. В проливе Павек, что соединяет Чаун скую губу с Восточно-Сибирским морем, далеко в море выдается высокий мыс.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2