Сибирские огни, 1957, № 1
она недалекой и простоватой, да так, что жена старосты, которой она покорно и безропотно начала прислуживать, пре зрительно о ней подумала: «И эту жен щину здесь считают умным и гордым че ловеком. Действительно, тупой народ!». И как все это пригодилось, когда она по существу стала активным членом пар тизанского отряда, действовавшего в окрестном лесу! Чем больше внешне она смирялась, и даже унижалась в угодли вости, тем изворотливее, жестче и бес пощаднее становилась она к врагам. Читая эту повесть, мы словно присутст вуем при самом п р о ц е с с е рождения героя войны. Это и составляет основную ценность последнего крупного произве дения Л. Сейфуллиной, несмотря на имеющиеся в нем недостатки. Ощутим в нем легкий налет сентиментальности и умиления в обрисовке некоторых дейст вующих лиц, есть и несвойственная пи сательнице растянутость отдельных сцен за счет излишнего многословия героев. Привлекает же сейчас эта повесть прав дивым изображением обстановки. JI. Сей фуллина писала о войне по свежим ее следам. Она показала ее во всей ее не приглядности, показала, что это — тяж кий труд , сопряженный с изнурением всех человеческих сил и смертью. Пер вая же сцена — отступление Красной Армии и беспорядочный поток беженцев, которых безнаказанно расстреливает фа шистский летчик; казнь Зины, голодные, питающиеся падалью женщины в лесу с детьми и многое другое. Символичен об раз старухи-предательницы. Не совсем простая и прямая корысть руководила ею. У нее выработался свой взгляд на события. Никакой непосредственной вы годы от немцев за предательство она не получает и не надеется получить. Она хочет одного: чтоб ее в эти—военные— дела никто не вмешивал. Жизнь у нее одна, и она желает прожить ее долго и покойно. О ком-то беспокоиться, кому-то помогать, кого-то спасать — пусть это делают другие, ее хата с краю. Филосо фия невмешательства — болезнь рас пространенная, формы проявления ее многообразны, а социальные корни всег да одинаково отвратительные: собствен ничество, порожденное классовой рознью. JI. Сейфуллина зло и едко обна жает животный эгоизм и индивидуализм такого рода людей. С какой ж е любовью, как бережно и проникновенно создавала JI. Сейфуллина образы простых советских людей, став ших грудью на защиту Родины — Заха ровны, ее дочери Насти, девочки Зины, повешенной врагом! Выступая с такими произведениями в период войны и после, писательница продолжала стоять на бое вом посту в борьбе советского народа за свою мирную трудовую жизнь, за ком мунизм. Более чем тридцатилетний путь творче ского развития Л. Сейфуллиной не изо билует беспрерывными успехами. Но главное на этом пути — создание ярких, глубоко правдивых повестей и расска зов о революции и гражданской войне в России — пронизано чувством большой любви к людям, жаждой верно служить родному народу, верой в торжество идей ленинизма. Господствующая идея наше го века — народ — творец истории на шла в ее произведениях убедительное во площение. Все это содействовало утвер ждению творчества Лидии Сейфулли ной с самых первых шагов ее литера турной деятельности на позициях со циалистического реализма. Сейчас, накануне сорокалетия Совет ской власти, мы не можем не вспомнить талантливую писательницу Лидию Ни колаевну Сейфуллину, которая с такой покоряющей художественной силой, правдиво рассказала о первых часах и днях ее существования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2