Сибирские огни, 1957, № 1

она недалекой и простоватой, да так, что жена старосты, которой она покорно и безропотно начала прислуживать, пре­ зрительно о ней подумала: «И эту жен­ щину здесь считают умным и гордым че­ ловеком. Действительно, тупой народ!». И как все это пригодилось, когда она по существу стала активным членом пар­ тизанского отряда, действовавшего в окрестном лесу! Чем больше внешне она смирялась, и даже унижалась в угодли­ вости, тем изворотливее, жестче и бес­ пощаднее становилась она к врагам. Читая эту повесть, мы словно присутст­ вуем при самом п р о ц е с с е рождения героя войны. Это и составляет основную ценность последнего крупного произве­ дения Л. Сейфуллиной, несмотря на имеющиеся в нем недостатки. Ощутим в нем легкий налет сентиментальности и умиления в обрисовке некоторых дейст­ вующих лиц, есть и несвойственная пи­ сательнице растянутость отдельных сцен за счет излишнего многословия героев. Привлекает же сейчас эта повесть прав­ дивым изображением обстановки. JI. Сей­ фуллина писала о войне по свежим ее следам. Она показала ее во всей ее не­ приглядности, показала, что это — тяж­ кий труд , сопряженный с изнурением всех человеческих сил и смертью. Пер­ вая же сцена — отступление Красной Армии и беспорядочный поток беженцев, которых безнаказанно расстреливает фа­ шистский летчик; казнь Зины, голодные, питающиеся падалью женщины в лесу с детьми и многое другое. Символичен об­ раз старухи-предательницы. Не совсем простая и прямая корысть руководила ею. У нее выработался свой взгляд на события. Никакой непосредственной вы­ годы от немцев за предательство она не получает и не надеется получить. Она хочет одного: чтоб ее в эти—военные— дела никто не вмешивал. Жизнь у нее одна, и она желает прожить ее долго и покойно. О ком-то беспокоиться, кому-то помогать, кого-то спасать — пусть это делают другие, ее хата с краю. Филосо­ фия невмешательства — болезнь рас­ пространенная, формы проявления ее многообразны, а социальные корни всег­ да одинаково отвратительные: собствен­ ничество, порожденное классовой рознью. JI. Сейфуллина зло и едко обна­ жает животный эгоизм и индивидуализм такого рода людей. С какой ж е любовью, как бережно и проникновенно создавала JI. Сейфуллина образы простых советских людей, став­ ших грудью на защиту Родины — Заха­ ровны, ее дочери Насти, девочки Зины, повешенной врагом! Выступая с такими произведениями в период войны и после, писательница продолжала стоять на бое­ вом посту в борьбе советского народа за свою мирную трудовую жизнь, за ком­ мунизм. Более чем тридцатилетний путь творче­ ского развития Л. Сейфуллиной не изо­ билует беспрерывными успехами. Но главное на этом пути — создание ярких, глубоко правдивых повестей и расска­ зов о революции и гражданской войне в России — пронизано чувством большой любви к людям, жаждой верно служить родному народу, верой в торжество идей ленинизма. Господствующая идея наше­ го века — народ — творец истории на­ шла в ее произведениях убедительное во­ площение. Все это содействовало утвер­ ждению творчества Лидии Сейфулли­ ной с самых первых шагов ее литера­ турной деятельности на позициях со­ циалистического реализма. Сейчас, накануне сорокалетия Совет­ ской власти, мы не можем не вспомнить талантливую писательницу Лидию Ни­ колаевну Сейфуллину, которая с такой покоряющей художественной силой, правдиво рассказала о первых часах и днях ее существования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2