Сибирские огни, 1957, № 1
Это звучало как пощечина. Через мно го лет Клавдия, еще не осознавшая своей трагедии, заметив пританцовываю щую шестнадцатилетнюю племянницу, «с неприязнью оглядела чуть сложив шееся девичье тело и закричала: — Шестнадцатый год, а кривится, как маленькая! Уходи с глаз моих долой, ду ра, растяпа!..» Поймет она совершившуюся над ней несправедливость не мыслью, а по-чело вечески, чувством, глубоким ощущением тоски по материнству. Оказывается, сестра ее Лиза, часто голодная и нищая, счастлива — у нее семья, она — «родив шая мать». Заключительная сцена, в ко торой Клавдия, пьяненькая и подобрев шая, вдруг с ужасом ощутила, что жизнь прожита даром, ставит смысловую и ху дожественную точку в рассказе. Тема собственничества не случайна в творчестве Л. Сейфуллиной. Она ак туальна и по сей день. Сила и власть собственничества огромна, борьба про должается. Отличительной чертой нового молодого поколения должно являться полное отсутствие самого понятия «соб ственный». Ее Таня в одноименном рас сказе не знала не только собственных домов, она «не знала даже долголетних квартир. Она не знала времени, когда семья, свой род служил противопостав- леньем чужому». В рассказе «Таня» весьма ощутима «взрослость» двенадцатилетней девочки, рассуждает она иногда явно не по годам, проскальзывают в нем прямо выражен ные обобщения и разъяснения сути дела. И все-таки в рассказе образно передана замечательная воспитывающая сила на шего общества. Отсутствие эксплуатации человека человеком, незнание собствен ности как средства подчинения и угнете ния, хозяйствование на коллективных на чалах и постоянный труд каждого члена общества создают условия для воспита ния полноценной личности. Создают у с ловия. А для воспитания непосредствен но нужны еще дополнительные и боль шие усилия. Л. Сейфуллина не скрыва ет трудностей на этом пути. В школе и дома, в семье ответственного работника, Таня усвоила некоторые, безусловно вы сокие идеи, но «пользоваться», руковод ствоваться ими она еще не умеет. Хоро шо, конечно, красиво мечтать о подвиге на благо людям, говорить об уважении к человеку, а уважительно отнестись к старательной домработнице Елене Ми хеевне, которая в бога верует, Таня не догадывается. Хорошо, конечно, читать Тургенева и Толстого, размышлять о вы сотах человеческой культуры и в то же время объясняться с людьми на не всег да изящном жаргоне. Быть прямолиней ным в своих отношениях к людям по хвально, но видеть в каждом ошибаю щемся человеке врага, значит не понять справедливой формулы: «Мы все друг за друга отвечаем». За что ж е отвечать, если мы заведомо кристальны, перед кем отвечать, если мы заведомо не ве рим человеку? Все эти вопросы и трудности встают перед Таней, ее родителями и воспита телями и перед читателем рассказа. Лю бимый отчим — у нее даже «собствен ной» семьи не было: от матери сама ушла — совершил серьезную ошибку, его сняли с работы, дали «выговор» по партийной линии. Только выговор — могло быть хуже. А Таня? Как ей быть? Она ведь принципиальна и пряма. Лю бит, страдает и откровенно осуждает, хо тя и не понимает сотой доли того, что произошло. «Ты меня поймешь, — гово рит ей отчим, — когда к тебе придут свои сложности». Это — рассказ об ответственности за свои поступки перед людьми, кто бы они ни были, дети или взрослые, о воспита нии чувства ответственности, актуального и сейчас. Девочка в конце концов поня ла: «Я бы тебя и тогда не забыла, папа». Для нее он по-прежнему остался учите лем «говорить правду». Жизнь научила: необходима умная гибкость, приобретае мая вместе с опытом и культурой. А отец тоже сделал вывод из смелого, еще плохо осознанного осуждения: «Они имеют право судить нас, им жить по на шим установкам». Надо строже подхо дить к себе, чтобы иметь право учить и воспитывать. Разрешая таким образом поставленные в рассказе морально-этиче ские и воспитательные проблемы, Л. Сей фуллина подходит к определению самой сути происшедших в стране перемен за годы Советской власти. В этом отношении примечателен рас сказ «Певец». Он уже прямо построен на противопоставлении старой и новой деревни. Снова картины прошлого выпи саны Л. Сейфуллиной красочно и силь но. Совершенное знание народного язы ка позволяет ей создать ярко-индивиду альные образы крестьян, которые очень медленно, с оглядкой, осторожно вступа ют на зыбкий, по их мнению, путь к но вому. Много лет неизвестно где пропадал сын Никонора Должникова — Матвей. И вдруг явился — приветливый, краси вый и, по деревенским пведставлениям, богатый и щедрый. Семейство батраков Должниковых от радости не знало, куда гостя посадить, как с ним обоащаться, как благодарить за подарки. Встречать Матвея вся деревня собралась. И опять Л. Сейфуллина блеснула своим умением живописно передавать настроения, чув ства и мысли разноликой и многоголо сой толпы. А у отца с матерью сквозь неподдельную радость пробивалось чув ство недоумения и даже недовольства. — Митревна опасливо поглядела на сына, жалобно — на мужа. Старик угрюмо отвернулся. Только легковесный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2