Сибирские огни, 1957, № 1

оборот, жизнь ее до самых последних трагических дней была крайне неустрое- на, несмотря на ее ум, энерг.ию, незау­ рядную силу. Источником выработавших­ ся в ней специфических качеств, с одной стороны, является ее общественное поло­ жение в совокупности с нравственным и умственным ее развитием, с другой — время, так сказать, тон и характер сло­ жившихся общественных отношений. Виринея с ранних детских лет батрач­ ка. Вместе с матерью «в тяжелой работе жилились» у богатого родственника. Ви­ дела, как мать извелась в работе и в мо­ литве, как отец в поисках «праведной жизни» и «богова места» кончину себе нашел «в гиблом месте, в чужой сибир­ ской стороне». Оттого рано пробудилась в ней самостоятельность и в мыслях и в действиях. «С такой же страстью, с ка­ кой радевшие по богу маялись, против бога взлютовала». Читать научилась — читала романы и повести, но их тоже возненавидела: «я в их теперь и гля­ деть не хочу». А все оттого же, что «в книжках одно начитала, а нагляжусь на другое». Как подросла, сразу же от дяди убежала, в городе жила — время попусту не тратила — к людям пригля­ дывалась, думала, как лучше определить свою судьбу. Ясно, что самостоятель­ ность эта и ее внутренним силам позво­ лила развиться и окрепнуть. А тут еще время предгрозовое, неспокойное. Нача­ лась война, несправедливая, для народа трудная и бессмысленная, и дыхание ее ксснулось всех — даже в таких далеких и глухих деревушках, как Акгыровка.^ Могло ли все это бесследно пройти мимо Виринеи, никак не задеть ее? Ни в коем случае. Она вполне отчетливо ощу­ тила, что обычное течение жизни нару­ шено, поняла, что не вдруг и не сразу теперь все прийдет в норму, и стала еще более бесшабашно смелой, деятельной, дерзкой. Инстинкт, конечно, инстинктом, а социальное положение человека и усло­ вия определенного времени вырабатыва­ ют в нем качества, необходимые для дальнейшей интенсивной работы^ ума, для нравственного роста, для пробужде­ ния сознания своего человеческого до­ стоинства. Виринея рано заметила противоречие между тем, что люди говорят, пишут, проповедуют, и тем, как поступают на деле. И, заметив это, прониклась лютой ненавистью к лжи и фальши. Не умела добраться она до истинных причин, поро­ дивших ложь, кривду, лицемерие. Но на­ училась обнажать ложь с великолепным бесстрашием, страстно и гневно, без компромиссов, нередко с грубой и бес­ стыдной прямолинейностью. Разумеется, это тоже идет от ее индивидуальных ка­ честв человека сметливого и бесстрашно­ го, но в равной мере и еще от одного, так сказать всеобщего «качества» — терять Виринее нечего. Нет у нее ни­ чего, не то, что, например, у Анисьи — дом, хозяйство. Анисья — прямая противоположность. Виринее. Анисье во всем ощутимая ма­ териальная польза нужна, и потому ни­ как не может понять она Виринею. — Будто ты отроду не дурочка, а по-дурьи все делаешь... Гуляла бы с умом, достаток бы наживала, — сове­ тует Анисья. Не оттого ли, что не о достатке дума­ ла Виринея, а о человеческом достоин­ стве, правда, революция дошла до нее раньше, чем до других, не оттого ли правдивые, чистые, гуманные отношения людей ее особенно пленили, так четко различает она разницу между совестью народной и господской. — У черного народу совесть потвер­ дей господской. Жидка она у господ, са-а-всем жидка. Активно защищала Виринея свое че­ ловеческое достоинство, со всеми хотела, быть на равной ноге. Откуда же у нее это чувство собственного достоинства?' Родилось оно у нее инстинктивно? Нет, оттого, что всего своим трудом добилась, никому в ноги не кланялась, плодотворя­ щую свою силу видела. Все о ней гово­ рят в деревне, что «на работу здоровая», «на хозяйство сметливая», «работящая». Надо кому, охотно берут к себе в батрач­ ки — выгодно, даром куска не съест. Вот такого уважения, равенства, на­ стоящей ласки хотела она и в любви. Чем привлек ее «квелый», «гнилой» Васька, к которому она сама открыто убежала и жила с ним «невенчанная»?' Лаской, добротой, уважительным отно­ шением к ее самостоятельности. А ведь, в деревне издавно повелось: «Корове когда скажут: «Красну-ушка, Красну- шенька», аль лошадь с добавкой слова ласкового назовут, а жену — нет. Для работы взята, для роду, а не для ласко­ вости. И на работе скотину жалеют, а бабу — нет». Виринея протестовала про­ тив этого, веками складывавшегося обы­ чая. С другой стороны, она хорошо пони­ мала, что, если требуешь уважения к се­ бе, сам научись уважать людей, бережно к ним относиться. Старуха Макеиха, мать Васьки, специально приходила к ней, чтоб обидеть, чего она ей только не наговорила. Но Виринея не обиделась на нее, а только сказала, что жалко ей Ма- кеиху, и так богом обижена: сына гнило­ го «выродила». От Васьки тоже ушла не грубо, со словами честными и откровен­ ными. Хотела жить с тобой — сама при­ шла, теперь и жалко тебя — не могу, сил нет, над собой не вольна. А сколько в ней нерастраченного боль­ шого чувства любви к людям! Кто же не запомнит того места в повести, где она «ласкала детей несытым любовным взглядом и певучим хорошим голосом сказку сказывала...».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2