Сибирские огни, 1957, № 1
V Книга «Перегной» издана в 1923 году. В двадцать четвертом появилась повесть «Виринея» — одно из самых значитель ных произведений JI. Сейфуллиной. В ней, как и в лучших предыдущих произведениях, решалась важнейшая для литературы проблема положительного героя. В характеристике художественно го мастерства писателя проблема героя всегда была решающей. Через героя у з наем мы то, что любил и ненавидел писа тель в человеке, за что вступил он в бой. Изменения, которые происходят в методе художественного творчества, обусловли ваются в конечном счете особенностями, качествами объекта наблюдения, изуче ния, воспроизведения. Все соглашаются с тем, что метод социалистического реа лизма не является чем-то неизменным или раз и навсегда данным. Кроме того, что каждый писатель приходил к нему и пользовался им по-своему, он мог еще быть и ограничен исторически. Вероят но, от этого наши мерки к литературе прошлого, к литературе 20-х или 30-х годов нередко оказываются негодными. Мы забываем, что., даже при единстве мировоззрения и метода, нельзя поста вить знак равенства между литературой 20-х годов и, допустим, 50-х, хотя бы уж е потому, что нельзя не учитывать естественную историческую преемствен ность, а главным образом потому, что произошли существенные изменения в обществе, изменился объект изображе ния — человек, главный герой литера туры. Для нас Виринея — история, для Л. Сейфуллиной — живая современ ность. Мы можем сейчас заметить из вестного рода упущения автора в обри совке такого именно типа, но не можем отрицать, что в советской литературе сильное и покоряющее воспроизведение его А. Неверовым или особенно JI. Сей фуллиной — целое открытие. В рассказе «Марья-болыневичка» А. Неверов пра вильно наметил развитие деятельного ха рактера русской женщины в пореволю ционное время. JI. Сейфуллина развер нула его в целостном образе Виринеи, тщательно проанализировав все обстоя тельства и условия его рождения в пред революционный и революционный пе риод. Образ Виринеи — еще одно свиде тельство необходимости перемен в ста ром обществе, неодолимости нового, не уклонно зреющего в народе. Протест, — назовите его как угодно, — стихийный, инстинктивный, подсознательный— рос и креп с каждым часом в самой толще на родных масс. А к сознательному участию в революции люди разных классов и со словий приходили разными путями. Му жик Магапа, например, из той же по вести Л. Сейфуллиной, приходит через протест против бога, от которого мило стей и утешения жаждал он получить. Но разве в подоплеке, в основе этого протеста Магары не ощущается протест социальный? По меньшей мере странно переводить блуждания, поиски правды и дикие выходки Магары только в план бы товой. Мастерство Л. Сейфуллиной в этой повести выразилось в великолепном ис кусстве давать сжатую и сильную порт ретную и психологическую характери стику героя, умение передать напряже ние его душевной жизни. Ярок и пластичен портрет Магары. Его внешний вид находится в гармоническом соответствии с той душевной бурей, ко торая взяла его за сердце мертвой хват кой: «Савелий глянул сурово из-под лох матых бровей потемневшими серыми гла зами, широкой рыжей бородой повел, пе редохнул так, что большие, крепко сби тые плечи всколыхнулись. Прервал глухо: — Не мешай! Виденье мне сейчас бы ло. Неизвестного имя и какого перед бо гом чину — мученичьего ли, али препо- добинского — не знаю, угодник мне явился... Стоит вот тут будто, у стола, и кличет сердито: «Савелий Егоров Ма- гара!»1 И далее, сцена за сценой, следим мы за тем, как напряженно и судорожно ищет праведной жизни большой, сильный и умный человек, видим, какой смертной тоской наполнялось все его существо, когда метался в этих поисках в разные стороны: от страстной молитвы к изощ ренному богохульству, от добровольно принятых страданий и смирения к б езу держному гневу и вызову богу и людям, от трезвости и благоразумия к дикому пьяному разгулу и преступлению. Толь ко такой огромный, противоречивый ха рактер, взвинченный неотступными ду мами о себе и людях, может вдруг фана тично уверовать в появление святого угодника, в откровение. Открыт будто бы ему богом его смертный час. И, не задумываясь о последствиях, ложится он в гроб, призывает народ и покорно ждет смерти до тех пор, пока живые не подня ли его на смех. Корявая, нескладная речь Магары хо рошо, однако, передает смятение его, несокрушимую силу его гнева, непри миримость. Не случаен он в повести о Виринее. В нем олицетворена вся старая крестьянская Россия, темная, ищущая, гневная. Это та самая черноземная поч ва, на которой выросли свободолюбивые, несгибаемые Виринеи. JI. Сейфуллина создала образ Виринеи удивительной силы и большого обаяния. Она обобщила в нем целую полосу в жизни народной, имя которой Револю ция. Вместо, казалось бы, естественного 1 Здесь и далее цитирую: Л. С е й ф у л л и на . С о б р . с о ч„ т. III. Гиз. М.-Л., 1926 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2