Сибирские огни, 1957, № 1
н е осознавая и боясь этого сознания, все-таки жаждал выхода, еле-еле, едва заметно в них пробивалось сознание ■своего человеческого права на счастье, на всю полноту жизни. Этого для чих было уже много, но одновременно и ни чтожно мало. Ни на протест, ни на ак тивное действие они в свое время ре шиться не могли: не позволял воспитан ный всей полицейской, чиновничьей си стемой характер. Необходимы были ре волюционные изменения в обществе, чтобы такие характеры приобретали но вые качества, менялись и ломались. Заслуга Л. Сейфуллиной заключается в том, что она первая на рубеже нового ве ка заметила этот тип русской жизни и раскрыла диалектику его души в дни, когда он по капле выдавливал из себя реба. Писательница не скрывала всех трудностей ломки сложившегося харак тера. По внешней видимости своей он как будто остался прежним, незаметен, робок, недалек. Как и прежде, над ним смеялись, его беззастенчиво порой обма нывали; часто откровенно не замечали, и умер он как-то тихо, незаметно, а внут ренняя жизнь его, между тем, наполни лась большим содержанием, неподдель ной радостью, сознанием значительности щели. Раскрылись «золотые россыпи» •его души: безграничная любовь к челове ку, готовность служить людям честно и бескорыстно, способность совершать подвиги ежедневно и ежечасно, не забо тясь о себе. Не мог Александр Македон ский сразу отказаться от своих привы чек, а жил и умер он как настоящий, правильный человек. Важно отметить, что в этом произве дении решающая роль большевистской партии в перевоспитании Македонского не персонифицируется в какой-нибудь всепонимающей личности, которая берет Македонского за руку и ведет его к вы сотам коммунистического сознания. Ни чего подобного в рассказе нет. Наоборот, впервые толково рассказал ему о перво бытном коммунизме беспартийный ин структор Яковлев. Между тем огромное значение партии для «выпрямления» за бытых Македонских ощутимо буквально во всем. С начала революции все значи тельные события его жизни связаны с партией. Коммунисткой в тюрьме поги бает его старшая любимая дочь. С пар тией связана первая радость работы для общества, впервые ощущена необходи мость своей жизни. А затем, выполняя мелкие и крупные поручения партии, он делает начальные шаги в понимании со вершившихся событий, находит свое ме сто в ходе революции, мирного строитель ства. И «в отчете всех жизненных дел смело мог написать — выполнил». По- прежнему всего боялся и робел, но для себя уже решил: «за что взялся, стой до последнего». И стоял, и выполнял, так как за спиной своей чувствовал силу партии. JI. Сейфуллина не шаблонно, не трафаретно, художественно решала не легкую проблему положительного героя своего времени. Другие рассказы JI. Сейфуллиной 20-х годов посвящены преимущественно моло дежи. В них она тоже обнаружила пре восходные знания быта и жизни первых комсомольцев, умение рассказать о них живо, занимательно, с добрым юмором. Молодые деревенские активисты—люди чистые, искренние, жаждущие большого дела. Хорошо понимают и чувствуют они, что жизнь изменилась коренным об разом, что должны они отныне взвалить на свои плечи всю тяжесть перестройки деревни и ее обитателей на новых нача лах. Сами же подчас не знают и не умеют, как и с чего начать. Герой рассказа «Письмо» Семен Кар- пушкин, единственный комсомолец на селе, прямо умолял «дорогих товарищей РКП(б) помочь ему в его «критической жизни». И чтоб просьба звучала убеди тельнее, перечислил все беды деревен ские — «зловредного невпроворот». Письмо же, увы, не попало по назначе нию — ему же и бока еще намяли за «донос». А другой — из рассказа «Ин структор «Красного молодежа»,— наобо рот, оказался всезнающим, смело гово рил о том, чего как следует не понимал. Приехал в деревню да так проинструкти ровал молодежь, что впору бежать и з ^ комсомола. Непонятные, не к месту ска занные иностранные слова вперемежку с крикливым заявлением о «свободном влюблении», с требованиями повесить или к стенке поставить всю разом дере венскую интеллигенцию — учителей за то, что они о «союзе красного молодежа не стараются», — вот комическая и пе чальная суть его путаной пространной речи. Но этот и другой рассказ хорошо передают истинную атмосферу, в кото рой приходилось работать первым ком сомольцам на селе, искать пути к сердцу всей сельской молодежи, находить от веты на волновавшие их вопросы. Итак, основные произведения этого начального периода творчества JI. Сей фуллиной были своеобразной летописью революции и первых дней существования советской власти. В них писательница изобразила правду народной борьбы во всем ее человеческом величии, выразила глубокую веру в непобедимость револю ционных масс, смело, не уклоняясь, не приукрашивая, воспроизвела жесточай шие и кричащие противоречия и труд нейшие положения в жизни этих масс. Словом, это была литература социали стического реализма. То, что заметно обнаружилось в произведениях JI. Сей фуллиной, позже станет достоянием, бо гатством всей советской литературы, а многое уйдет своими ростками и побега ми в далекое будущее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2