Сибирские огни, 1957, № 1

корни, крепли. И по тому, как рисовала этих обновленных мужиков JI. Сейфулли­ на, какие краски для них подбирала, как подмечала в каждом крестьянине этот росточек нового, можно безошибочно за­ ключить, что радость свободного коллек­ тивного труда, звучащая в седьмой по­ следней главе, — ее радость. Крестьяне в этой ее сцене какие-то праздничные, веселые, в работе необычно ловкие, на слово — острые, меткие, с огоньком. А степь тоже необыкновенная, «разнотрав­ ная ластится», «белым ковылем кла­ няется», «гулкая и отзывная», «пахнет сладостно», «и жужжат, и звенят в воз­ духе голоса ее: в птичьих трелях, в тре­ скотне кузнечиков, в шуршании бука­ шек». Трудно в этом не заметить пози­ цию JI. Сейфуллиной. Она с теми, кто сознательно и активно, не на словах, а на деле начал строить новую жизнь на коллективных началах. А какая огромная вера в силы, тая­ щиеся до поры в крестьянстве, выраже­ на JI. Сейфуллиной в образе Софронова сына — Ваньки. Софрон с товарищами убит. Для Ваньки же теперь, как хоро­ шо дала почувствовать читателю JI. Сей­ фуллина, это дело отца будет священ­ ным, ради него он не пожалеет своей жизни. Он учтет его опыт и, конечно, не повторит его ошибок, быть может, исто­ рически неизбежных. Ванька — это бу­ дущее Софроном начатого дела, буду­ щее страны. И снова JI. Сейфуллина не идеализи­ рует его, не отрывает от родной его поч­ вы, рисует со всеми его противоречия­ ми, порожденными условиями его жизни и особенностями воспитания. Ванька — деревенский забияка, дра­ чун, сквернослов и курильщик. «Кроме похабной частушки и дерзких ответов дома от него ничего не слыхали». Два раза бил его Софрон тяжким мужицким боем, — не помогало. Старался потом не замечать его Софрон. Но он сам о себе напомнил умными и дерзкими вопроса­ ми, волновавшими отца, деревню, стра­ ну. «В дерзости слов, которые бросал срывающимся, напряженным голосом, в вызывающей усмешке глаз — смятен­ ная ищущая мысль». Таким думающим, требовательным, пытливым проходит он через все «повествование». Несомненно любовное отношение к нему автора. Где бы он ни появлялся — в библиотеке ли, на покосе или дома, когда неожиданна для всех он заступился .за мать, обижен­ ную отцом, — всюду сопутствует ему добрая улыбка писательницы. Негодует он на себя и на людей, ищет и споты­ кается, но во всем этом видна натура f здоровая, деятельная. JI. Сейфуллина,' верная своему методу, показывает его в различных обстоятельствах деревенской жизни. * Из-за земли волнуется деревня: как делить ее, как с нею поступить. Митин­ гуют. А умный, пытливый мальчишка уже над вопросом думает: «Как мужиЦко хозяйство будет?» «Дать-то еще ничего не дали,— смело говорит он инструктору из города, — а шерсть собрали... У хозяйства дело делать не дают». И когда тот долго и в общем несвязно от­ вечал, Ванька понял: «Стало, деревню отменят? Привезут сюда всяки машины, все по-городскому устроят...». Это так его поразило, что с тех пор не перестает думать об этом. Управились с покосом хорошо и быстро — коллективно, с ма­ шинами, у Ваньки вывод: «А ведь прав­ ду он (инструктор) сказал: отменить де­ ревню надо. Чтоб, как город, была, с ма­ шинами». Мысли у него взрослые, посту­ пает он же нередко по-прежнему: по-дет­ ски, с озорством, и спуска никому не да­ ет, особенно людям нечестным. При де­ леже сена, накошенного коллективно, зорко наблюдает он за порядком и за­ конностью. Хотел было Глебов лишний возок себе завезти ,— не вышло: «—- Эй, эй, Глебов-гражданин, не мухлюй. Нын­ че нам лошади. Куды заворачиваешь? — Без тебя знаю, мозгляк! — На мозги теперича спрос. А вот по брюху только революционный трибунал плачет! Как кто выпятит — сейчас сгребет!». Не случайно сообщением о судьбе этого беспокойного мальчишки заканчи­ вается произведение. Кулаки пока побе­ дили. Но правда на стороне Софрона, Редькина, Артамона Пегих. С нею и пе­ ред смертью они не расстаются — вер­ ны ей. Избитые, замученные, но петь Интернационал по издевательскому при­ казу палачей своих отказались, а Арта- мон перед смертью «перекрестился исто­ вым крестом на восток и произнес: «Гос­ поди батюшка, прими дух большевика Артамона». JI. Сейфуллина видела, как разбушева­ лась крестьянская вольница, и рисовала ее без прикрас и натяжек. Но видела она и то, как прибиралась эта вольница к рукам, как мучительно и медленно, с огромным трудом крепло у крестьян со­ знание — с какой партией, с какой властью им по пути. Видны отчетливо здесь и симпатии ав­ тора и его надежды и его задушевные мысли. Она всецело на стороне подняв­ шихся за свою землю крестьян. Но это нельзя назвать воспеванием стихийности. Дело в том, что стихийный протест, бтихийные выступления крестьян в годы гражданской войны—факт исторический, и обходить его, значило бы искажать историю. Царизм пошатнулся, а затем был уничтожен, это нетрудно было «за­ метить» простому человеку. Естествен­ но, что, не дожидаясь ничьих советов и приказов, крестьяне начали забирать землю. Не всюду это протекало органи­ зованно. Партия большевиков, защищав­ шая интересы народа, не препятствовала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2