Сибирские огни, 1957, № 1

народам, земля крестьянам, делом — ■свержение царизма. Теперь уже не было* ни одного класса, который не выдвинул бы из своей среды целые группы лю­ дей, решительно выступающие за осуще­ ствление большевистской программы, ибо она в самом деле отражала народные чаяния и надежды. «Никогда миллионы людей, — писал В. И. Ленин, — не будут слушать советы партий, если эти сове­ ты не совпадают с тем, чему их учит опыт собственной жизни»1. Активиза­ ция, рост сознательности масс стано­ вятся тем интенсивнее, чем шире разли­ валось море стихийных выступлений крестьян за мир и землю. Часто крестья­ нин-фронтовик, не дожидаясь ничьих советов и приказов, покидал фронт и- ■вместе с крестьянином, находившимся дома, бедняком, забирал у помещика землю. Необходимо было эти стихийно возникшие выступления крестьян на­ править по общему руслу борьбы проле­ тариата за упрочение советской власти. В таких случаях передовые крестьяне, при всех недостатках их мировоззрения, превращались в превосходных агитато­ ров большевизма, в настоящих вожаков крестьянского движения, в конкретных проводников влияния партии на кресть­ янские массы. Очень хорошо, что рядом с Чапаевым оказался Фурманов. Но ведь были и такие крестьянские вожаки, ко­ торые до поры до времени не имели сво­ их Фурмановых и тем не менее в целом правильно решали в местных условиях практические нужды революции. Софрон из «Перегноя» JI. Сейфулли- ной был именно таким крестьянским во­ жаком. Он, как Чапаев, не был полити­ чески зрелым и нуждался в руководстве. Но коль скоро руководителя не было, ему самому пришлось решать все вопро­ сы ожесточенной классовой борьбы в де­ ревне в духе основных требований одно­ сельчан— бедняков и батраков. Крестья­ нин Софрон, проникнувшийся верой в идеи большевистской партии, сам решил действовать и организационно оформить возникшее стремление крестьян захва­ тить землю, направить их энергию по более правильному пути: «Записывайся всем миром в большевичку партию. Больше нам делать нечего!». Конечно, такой способ агитации несколько дико­ ват: «Которы не запишутся, нет им земли!». Все-таки это не что иное, как акт высокой сознательности Софрона — не мог он поступить иначе. Он устанав­ ливал в деревне порядок и законы, кото­ рые были выгодны и удобны большин­ ству крестьян. А ведь к этому как раз призывал в своих обращениях к кресть­ янству В. Ленин, этого хотела больше­ вистская партия. В речи на Первом Все­ российском съезде крестьянских депута­ тов В. И. Ленин говорил: «Надо пом­ 1 В. И. Л е н и н . С о б р . с оч . , т. 24. М., 1952. стр. 457. нить, что решение большинства кресть­ ян, которые в своих решениях довольно осторожны, есть законное и общегосу­ дарственное решение»1. А о необходимо­ сти немедленной передачи земли кре­ стьянам тут же разъяснял: «Мы в наших резолюциях этот совет даем, и, может быть, этот совет излишний, потому что и без него крестьяне проводят это в жизнь». Можно ли это «законное и об­ щегосударственное» дело — захват зем­ ли, это стремление «провести в жизнь» то, о чем крестьянство русское мечтало веками, назвать стихией, актом не осо­ знаваемым?! Быть может, не всегда ре­ шения эти и стремления находили бла­ гопристойную форму выражения, но за­ висело это уже от других привходящих обстоятельств и не меняло существа дела. Какова же позиция Л. Сейфуллиной? Быть может, она, рисуя образ Софрона и его сподвижников, создавая картины массового действия крестьян, считала каждый их шаг единственно верным и необходимым, может быть, она сама «не понимала», что делала, когда выражала одобрение героям своего «повествова­ ния», и не только одобрение, но и пре­ клонение перед их мужеством и реши­ тельностью? Может быть. Однако по­ смотрим, что скажет анализ. Да, Л. Сейфуллина изображала, при­ чем не без известной доли натурализма, как толпа обывателей избивала купцов, вывезших в трудную пору хлеб из горо­ да, и в толпе этой были красногвардей­ цы, которые «не только не мешали рас­ праве, а сочувствовали ей». «Им, — по­ ясняет автор, — была понятна ярость толпы, потому что кровное родство свя­ зывало их с мужиками, которые били, как цепами молотили». Изображала Л. Сейфуллина и многие другие дикие выходки мужиков. Однако одновременно она рассказала и о через край бьющей радости их от сознания своей силы — силы коллектива’. Начались покосные дни. Машины у богатеев отобрали. Организовали две коммуны. «Заовражеские, которым в прошлые годы было положено отражен­ ный от хозяев свет радости принимать и супиться от мысли: чего косами начир­ каешь! — гудели нынче густо, как силь­ ные. Оттого, что длинной ратью вы­ строились у кузницы машины для их покоса. Солнце и радость сделали мор­ щины на лице Артамона Пегих лучами, грязно-серые волосы серебристыми. Ма­ ленький и сухонький, сегодня он будто распрямил батрацкой работой согнутую спину и повыше, казалось, стал». Батрак распрямил спину, стал, слов­ но, выше, на лице — радость, а в серд- , це — песня. И это тоже — правда. Про­ бивались ростки нового, они пускали IB . И. Л е н и н . С о б р . с о ч . , т. 24. М., 1952 г., стр. 459.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2