Сибирские огни, 1957, № 1
народам, земля крестьянам, делом — ■свержение царизма. Теперь уже не было* ни одного класса, который не выдвинул бы из своей среды целые группы лю дей, решительно выступающие за осуще ствление большевистской программы, ибо она в самом деле отражала народные чаяния и надежды. «Никогда миллионы людей, — писал В. И. Ленин, — не будут слушать советы партий, если эти сове ты не совпадают с тем, чему их учит опыт собственной жизни»1. Активиза ция, рост сознательности масс стано вятся тем интенсивнее, чем шире разли валось море стихийных выступлений крестьян за мир и землю. Часто крестья нин-фронтовик, не дожидаясь ничьих советов и приказов, покидал фронт и- ■вместе с крестьянином, находившимся дома, бедняком, забирал у помещика землю. Необходимо было эти стихийно возникшие выступления крестьян на править по общему руслу борьбы проле тариата за упрочение советской власти. В таких случаях передовые крестьяне, при всех недостатках их мировоззрения, превращались в превосходных агитато ров большевизма, в настоящих вожаков крестьянского движения, в конкретных проводников влияния партии на кресть янские массы. Очень хорошо, что рядом с Чапаевым оказался Фурманов. Но ведь были и такие крестьянские вожаки, ко торые до поры до времени не имели сво их Фурмановых и тем не менее в целом правильно решали в местных условиях практические нужды революции. Софрон из «Перегноя» JI. Сейфулли- ной был именно таким крестьянским во жаком. Он, как Чапаев, не был полити чески зрелым и нуждался в руководстве. Но коль скоро руководителя не было, ему самому пришлось решать все вопро сы ожесточенной классовой борьбы в де ревне в духе основных требований одно сельчан— бедняков и батраков. Крестья нин Софрон, проникнувшийся верой в идеи большевистской партии, сам решил действовать и организационно оформить возникшее стремление крестьян захва тить землю, направить их энергию по более правильному пути: «Записывайся всем миром в большевичку партию. Больше нам делать нечего!». Конечно, такой способ агитации несколько дико ват: «Которы не запишутся, нет им земли!». Все-таки это не что иное, как акт высокой сознательности Софрона — не мог он поступить иначе. Он устанав ливал в деревне порядок и законы, кото рые были выгодны и удобны большин ству крестьян. А ведь к этому как раз призывал в своих обращениях к кресть янству В. Ленин, этого хотела больше вистская партия. В речи на Первом Все российском съезде крестьянских депута тов В. И. Ленин говорил: «Надо пом 1 В. И. Л е н и н . С о б р . с оч . , т. 24. М., 1952. стр. 457. нить, что решение большинства кресть ян, которые в своих решениях довольно осторожны, есть законное и общегосу дарственное решение»1. А о необходимо сти немедленной передачи земли кре стьянам тут же разъяснял: «Мы в наших резолюциях этот совет даем, и, может быть, этот совет излишний, потому что и без него крестьяне проводят это в жизнь». Можно ли это «законное и об щегосударственное» дело — захват зем ли, это стремление «провести в жизнь» то, о чем крестьянство русское мечтало веками, назвать стихией, актом не осо знаваемым?! Быть может, не всегда ре шения эти и стремления находили бла гопристойную форму выражения, но за висело это уже от других привходящих обстоятельств и не меняло существа дела. Какова же позиция Л. Сейфуллиной? Быть может, она, рисуя образ Софрона и его сподвижников, создавая картины массового действия крестьян, считала каждый их шаг единственно верным и необходимым, может быть, она сама «не понимала», что делала, когда выражала одобрение героям своего «повествова ния», и не только одобрение, но и пре клонение перед их мужеством и реши тельностью? Может быть. Однако по смотрим, что скажет анализ. Да, Л. Сейфуллина изображала, при чем не без известной доли натурализма, как толпа обывателей избивала купцов, вывезших в трудную пору хлеб из горо да, и в толпе этой были красногвардей цы, которые «не только не мешали рас праве, а сочувствовали ей». «Им, — по ясняет автор, — была понятна ярость толпы, потому что кровное родство свя зывало их с мужиками, которые били, как цепами молотили». Изображала Л. Сейфуллина и многие другие дикие выходки мужиков. Однако одновременно она рассказала и о через край бьющей радости их от сознания своей силы — силы коллектива’. Начались покосные дни. Машины у богатеев отобрали. Организовали две коммуны. «Заовражеские, которым в прошлые годы было положено отражен ный от хозяев свет радости принимать и супиться от мысли: чего косами начир каешь! — гудели нынче густо, как силь ные. Оттого, что длинной ратью вы строились у кузницы машины для их покоса. Солнце и радость сделали мор щины на лице Артамона Пегих лучами, грязно-серые волосы серебристыми. Ма ленький и сухонький, сегодня он будто распрямил батрацкой работой согнутую спину и повыше, казалось, стал». Батрак распрямил спину, стал, слов но, выше, на лице — радость, а в серд- , це — песня. И это тоже — правда. Про бивались ростки нового, они пускали IB . И. Л е н и н . С о б р . с о ч . , т. 24. М., 1952 г., стр. 459.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2