Сибирские огни, 1957, № 1
к конкретному писателю нередко одно сторонни. Л. Сейфуллина, рисуя действия «ре вущих» крестьян, очевидно, хорошо по нимала, что необходимого сильного впе чатления она достигнет только в том слу чае, если будет показывать не вообще массу, а во всем многообразии лиц, ее составляющих, если будут созданы яр кие реалистические характеры. Так воз ник в центре повествования о русских крестьянах эпохи революции образ Соф рона. Он оказался в центре не потому, что так «захотела» писательница, .не по ее капризу и произволу, а потому, что так было в деревне тех дней — кто-ни будь да верховодил в ней, а чаще всего солдат, вернувшийся домой с фронта, во всеоружии новых идей и настроений. Он решительнее и ярче выражал истинное настроение крестьян, так как был их жи вым порождением. О развитии характе ра Софрона в «Перегное» мы мало что узнаем, весь фабульный интерес сосре доточен не в нем, а в том, как развива лись события в деревне, как невероятно труден, мучителен и кровав был процесс роста сознания рядовых крестьян. В прошлом Софрон — бедняк, пьяни ца (не раз под забором спал), «никакого старания крестьянского не имел», даже благоприобретенный клок земли «стар шие ребятишки да баба на срам всему селу засевали». Но он же и книжки о не похожей жизни, пожалуй, единственный из заовражеских мужиков почитывал, во дил дружбу с библиотекарем. А с фрон та он вернулся иным — злой, непокор ный, резкий. Видно, не только воевал, а еще и думал, спорил, внимательно слу шал, что другие говорили. Видно, на фронте и о большевистской партии узнал, разобрался, кого она защищает, во имя чего борется. Пусть грубо и коряво, не умело, но у себя в деревне он защищает идеи большевистской партии. «Котора власть за войну, эту им надо!» — кри чит он своим противникам, зажиточным мужикам. Он за немедленный мир и за передачу всей земли волости. «Вся зем ля в волости общая. Мир — хозяин. От дельных хозяев нету». Он за организа цию коммун, чтоб «миром сеять и уби рать», а необходимые машины у богатеев реквизировать. Таковы его взгляды и требования, такова программа, которую он не просто на словах защищает, но и осуществляет на деле, энергично и страстно. Нельзя ли после этого сказать, что Софрон проводник идей партии в де ревне, что выдвинут он в вожаки не за какие-то качества и заслуги перед одно сельчанами в прошлом, — их попросту не было, — а потому, что доступнее сформулировал то, что у всех просилось наружу, энергичнее других действовал. Обстановка же была столь сложной, что не только малограмотному Софрону, но и многим другим участникам революции разобраться было нелегко. Проводя в жизнь программу партии большевиков, Софрон допускал насилие, грубость, не нужную резкость. А тут еще характер у человека нескладный оказался, без удержный, напористый. И одновременно — неподдельная тяга к культуре, к чело веческой радости познания нового,, любви к нему, опять-таки выражавшейся у него в несколько своеобразной, а то и просто в уродливой форме. Стремясь изобразить правдивую кар тину жизни деревни революционной эпо хи, JI. Сейфуллина не приглаживает непокорные вихры своих героев, как бы симпатичны они ей ни были: «Кудрявый рыжий волос Софронов всегда торчком над головой, как сияние. Борода тоже рьикая, и нет в ней степенности. Клоч коватая, во все стороны». Таким непри- чесанньгм он был во всем, как в жизни. Не успели к тому времени Софроны при чесаться. Потому изгоняет он из деревни библиотекаря, у которого брал первые уроки грамоты, потому Кочерова,, моло канского кулака, «самолично нагайкой исхлестал», молитвенный дом закрыл, застрелил вместе с неповинной женой доктора по пустяшному подозрению (за громоотвод), библиотекаршу оскорбил и унизил... Куда уж хуже — никак не уме7 щается он с такими качествами в разряд «настоящих героев». Не потому ли неко торые редакторы последних изданий книг JI. Сейфуллиной так настойчиво приче сывали Софрона, выбрасывая то одну, то другую «натуралистическую», как они уверяли, сцену. Рассказывают, что Ли дия Николаевна со слезами на глазах вынуждена была вычеркивать целые страницы под давлением настойчивых, а подчас и категорических требований. А между тем, несмотря на все кричащие противоречия в мировосприятии Софро на, в его характере, именно он, а никто иной стал истинным вожаком крестьян ской бедноты, организатором первой коммуны, непосредственным вдохновите лем коллективной уборки сена. Не при глаживать, не «причесывать» должны мы теперь Софрона, а объяснять проти воречия в его характере и поступках, так как Софрон с его достоинствами и недостатками не плод досужей фантазии человека, он лицо реальное, живое сви детельство его современника, честного, наблюдательного художника-реалиста Л. Сейфуллиной. Этого не следует забы вать. Велика и неистребима ненависть Соф рона к старому миру, а выражать ее «культурно» он не умеет, негде было учиться. Кулак Кочеров, человек грамот ный и начитанный, умный и сдержанный, не раз хлестал Софрона словами за его непоследовательность, нелогичность по ступков и мыслей. При первой же воз можности горячий и «малокультурный» Софрон исхлестал его буквально. Понят
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2