Сибирские огни, 1957, № 1
от войны, от подлости и низости окру жающих, живущих утробными интереса ми, от голода и холода, он прямо гово рит, что выход из этого кошмара один: смерть. А между тем родословную неко торых писателей тех лет мы подчас вели не от здоровой реалистической русской литературы, а от этих представителей буржуазного искусства. Так, например, как только речь за ходила о сказовой форме изложения, ха рактерной для ряда произведений 20-х годов, так обычно связывали ее с влиянием А. Ремизова. На самом деле сказ не являлся открытием А. Ремизо ва. Им, например, превосходно пользо вался Н. Лесков, и это, кстати, никогда не ставилось ему в вину. У А. Ремизо ва сказ — наиболее удобное и доходчи вое средство выражения религиозно-ми стических воззрений, отсюда сочетание простонародной речи с церковно-славян ской архаикой, с лексикой житий свя тых и т. п. Он стремился стать народ ным писателем, но ему это не удалось и не могло удасться, так как ориентиро вался он на прошлое народа, не желая учитывать его новых потребностей. Дру гое дело — сказ в произведениях рево люционных писателей. Их увлечение сказом леЖит не в рабском следовании за А. Ремизовым, — это значит придать его прозе такое идейно-художественное значение, какого она в русской литера туре не имела, — а в характере нового материала действительности, используе мого писателем. Былинный эпос родился как результат важных экономических, культурных и исторических событий в жизни народа, был не чем иным, как художественным осмыслением этих событий. Сказ в про изведениях некоторых писателей 20-х годов порожден громадностью историче ских событий, пережитых народом, яв ляется следствием поисков соответст венных средств выражения народного характера революции. Писатели стреми лись к созданию эпоса революции и, естественно, что они обратились к фоль клору — к былине, к древнему эпосу или* к таким героическим памятникам литературы, как «Слово о полку Иго- реве». Вся образно-стилевая ткань произведе ния А. Малышкина «Падение Дайра» была такова, что она легко позволяла использовать образы древнерусского ге роического эпоса. «Как это? Русь, уже за шеломяном еси?.. В бескрайние курганы уплывали, как черные — на заре — шеломы: назад, в сумерки, в историю... Где-то сзади раскинулось в рассвете поле битв, еще бредящее кровью, криками, гарью...» Фольклорно-сказовая основа легко об наруживается в строе, в лексике, в образ ной системе «Повольников» А. Яковле ва, произведений А. Неверова, JI. Сей фуллиной и других авторов, писавших о революции. У Л. Сейфуллиной были основания назвать свое произведение «Перегной» повествованием. Вслед за рядом новых писателей, она попыталась сделать глав ным героем своего произведения народ ную массу, а сюжетным его стержнем— не историю жизни одного, чем-либо при мечательного человека, а ход революции в стране, ход исторического события — историю в ее живом преломлении, при чем на таком участке ее движения, на котором решалась судьба революции. В крестьянской стране вопрос о том, с кем пойдут крестьяне, был решающим. В зависимости от поставленной зада чи — показать поступь истории, ее ход во всем своеобразии сложившихся в стране обстоятельств, Л. Сейфуллина обратилась к таким картинам деревен ской жизни, в которых полнее всего про явились действия крестьян, разбужен ных революцией. Шесть глав «Пере гноя» из семи — это неповторимо жи вые и красочные массовые сцены, вос создающие облик действующего народа. В первой главе, после страстной дис куссии о «Марксовом ученье», запись «всем миром в большевистскую партию». Во второй — сход по вопросу о земле, в третьей — спор о религии в библиоте ке, закончившийся дракой и убийством; в пятой — проводы Красной гвардии на защиту города и избиение купцов; в ше стой — коллективная расправа над док тором и его женой, а в седьмой -— ве ликолепная, подлинно-поэтическая сцена общего труда крестьян, пожалуй, одна из первых в советской литературе. Всю ду здесь народ — главное действующее лицо. _Рисуя его коллективный портрет, Л. Сейфуллина с большой художествен ней силой раскрывает сущность непри миримых классовых конфликтов, убеди тельно говорит об истоках победы совет ской власти даже в самой глухой и от сталой деревне. «Мы нижеподписавшиеся крестьяне деревни Хворостянской в шестьдесят че тырех дворов собравшись на сходе в числе сто три человек постановили дать нам землю Небесновских молокан, как на земле ничего не растет, а к тому как земля ничья как тому пункту есть де крет болыпевицкого правительства, ко торому единогласно придерживаемся как есть буржуи которых бить есть наше согласие к сему руку приложили». «К сему руку приложили» не сто три мужика деревни Хворостянской, а мил лионы мужиков всей России. А через массовые действия таких «согласных бить буржуя» крестьян JI. Сейфуллина создает образ народа. Она начала с того, что впоследствии будет в высшей степе ни характерно для таких эпических по лотен, как «Тихий Дон», «Железный поток»,, «Хождение по мукам».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2