Сибирские огни, 1957, № 1
анафеме, забывая, что они призваны рассматривать явления литературы исто рически. И в этом свете такие явления, как «Чапаев» Дм. Фурманова или «Разгром» А. Фадеева, были результатом уже накопленного опыта Вс. Иванова и А. Малышкина, Л. Сейфуллиной и А. Неверова, В. Зазубрина и И. Бабеля, Ю. Лебединского и А. Яковлева и мно гих других писателей, создававших художественную летопись гражданской войны по ее горячим следам. Их произ ведения первых лет советской власти не противостоят «Разгрому» или «Желез ному потоку», а стоят в одном с ними ряду — в ряду произведений, опреде лявших ведущие тенденции в нашей ли тературе. Конечно, не каждое произведе ние названных авторов пережило свое время, но без них ход развития совет ской литературы будет выглядеть не полным, искусственно обедненным, а картина гражданской войны не будет столь красочной и всесторонней. Как бы ни были талантливы авторы «Чапаева» и «Разгрома», картины, созданные ими, лишь небольшая часть того, что проис ходило в жизни и уже нашло свое отра жение в литературе. Что бы мы ни гово рили относительно идейной незрелости ряда писателей (в сравнении с Д. Фур мановым или А. Фадеевым), в их произ ведениях правдиво, реалистически рисо валось стихийное движение народных масс против своих угнетателей, в общем правильно изображался нелегкий и про тиворечивый путь к осознанному уча стию в революции, к планомерному строительству новой жизни. «Перегной» JI. Сейфуллиной принад лежит именно к таким правдивым про изведениям о гражданской войне. Зна чительность взятой темы, героичность событий, происходящих в деревне, дей ствующие лица, представляющие собою поднявшийся народ, заставили писа тельницу назвать свое произведение «повествованием». Автор явно тяготел к эпосу, горел желанием передать герои ческий революционный пафос времени. Л. Сейфуллина, как и многие ее совре менники, хорошо чувствовала, что соз даваемые ею произведения не походят на обычные повести и романы уже по тому, что главным героем их был народ во всей его многоликой массе, в его об щих усилиях изменить свою судьбу. Индивидуальные характеры подчас раст ворялись в действиях огромных масс, а если и воспроизводились отдельно, то в обстоятельном сопоставлении с чув ствами, мыслями и действиями этих масс. Так появились «не-повесть» «Па дение Дайра» А. Малышкина, «не-ро- ман» «Два мира» В. Зазубрина, «не-рас- сказ» «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова и ряд других произведений, в какой-то мере нарушавших нормы классической поэтики. Новый герой, иное содержа ние — изображение переломного момен та в историческом развитии народа — не могли уместиться в старые жанровые формы. На первых порах это были лишь подступы к созданию нового жанра, но и они имели значение для дальнейшего развития советской литературы, не про шли для нее бесследно. JI. Сейфуллина пережила революцию, своими глазами видела подъем народных масс. В своих произведениях она созда ет такую картину современности, в ко торой эта масса народа была дана в трудном процессе роста, смертельной борьбы за право жить по-своему и вла деть всеми результатами своего труда. Писательница была искренне захвачена величием того, что вокруг нее соверша лось. И величавость содержания заду манного произведения обусловила его эпическую форму. С другой стороны, со знательное стремление создать не по весть и не роман, а эпопею — «повество вание» — определило и ее сюжетно композиционные принципы, и ее стиль- и ее пафос. В. Зазубрин, А. Малышкин, Л. Сейфуллина и многие другие писате ли проделали исторически необходимую предварительную работу по созданию ге роического эпоса современности, без ко торой невозможно было бы появление ни «Тихого Дона», ни «Хождения по му кам». Оригинальность и своеобразие нарож дающейся литературы заключались в сочетании бесстрашной правды изобра жения увиденного — грязь и дикость, кровь и смерть — с таким полетом в будущее, с такой верой в него, с такой радостью борьбы, что все страдания, все ужасы столкновения огромных и непри миримых масс людей, их многотысячная гибель не воспринимаются только как трагедия. Борьба велась за счастье угне тенных и обездоленных. Видимое бес страстие, эпическое спокойствие в вос произведении гримас революции было пропитано любовью к человеку, было овеяно героикой мужества и подвига. Не в этом ли притягательная сила новой ли тературы, не в этом ли источник влия ния ее на читательские души по сей день?! При всех недостатках, свойственных революционным произведениям первых лет советской власти, противостоят они в истории нашей литературы не «Чапае ву» и «Разгрому», как может показать ся мало искушенному читателю некото рых литературоведческих книг, а старой литературе, представителями которой в тот период были такие писатели, как А. Ремизов, Ф. Сологуб, Е. Замятин. Е. Замятин, например, тоже писал о ре волюции. Писал по форме блестяще, с редким совершенством. Только народную революцию воспринимал он как возврат к пещерному веку. В рассказе «Пеще ра», рисуя гибель старого интеллигента
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2