Сибирские огни, 1957, № 1
требления «блатной? экзотикой. Писа тельница хорошо слышит разные голоса и умеет передать их своеобразие, их не повторимую интонацию. Рассказ, собст венно, и начинается с диалога, незамыс ловатого,, но острого и содержательного. Идет допрос. И читатель узнает не только биографию героя, а и его харак тер в действии. Ответы его веселые и бойкие, хитрит и изворачивается он в тех случаях, когда не надо, а когда необ ходимо, по-мальчишески простодушен и правдив. Его спрашивают: — Как же ты в добровольцы попал? — Как красны пришли, все побегли, и я с ними побег. Ну, никому меня не надо, я добровольцем вступил. — Что же ты от красных бежал? Бо ялся, что ли? — Ну, боялся... Какой страх? Я сам красной партии. А все бегут, и я побег». А затем — переход автора к несоб ственно прямой реЧи, передающей собы тия так, как их воспринимал и оценивал Гришка. «Вставай, проклятьем заклеймлен- ный...» Хорошо! А тоже надоело. Ка ждый день велят петь. Сам-то бы когда захотел попел. А когда и не надо». Или: «Курение- — дело плевое. Вот сколько не курил. Отвык, и не тянет. А как заведет Константин Степаныч музы ку про куренье да начнет вынюхивать да допрашивать, кто курил, охота зады мить папироску». Так на первых же нескольких страни цах возникает образ неугомонного, на блюдательного и строптивого мальчиш ки, судьба которого уже не перестает волновать нас до самого конца расска за — и когда он бежит из детского дома, и когда в колонии Мартынова живет и трудится, и когда с тоской и надеждой просит своего учителя: «Не отдавай нас опять в правонарушители». Образы Мартынова и Гришки отража ли светлые радостные чувства и мысли писательницы о завтрашнем дне родной страны, которая дерзала и творила, страдала и боролась, словом, жила и вет рила: будущее за нею! Гуманистический пафос рассказа, твердая уверенность автора в высоком назначении человека революционного времени выражались не в декларациях, а в живых характерах. И по значительности проблем,, и по тщательности, с какой выписаны основ ные образы произведения, оно действи тельно стало образцовым в советской ли тературе. III В нашем литературоведении слишком много и часто говорилось о том, чего не которые писатели двадцатых годов «не поняли» или «не сумели» сделать, чем о том, что они успели и сумели совер шить. Два-три «счастливчика», которые и «понимали» и «успели», не могли, од нако,, заменить собою весь сложный и многогранный литературный процесс двадцатых годов, не могли дать полного представления о господствовавшем духе времени, о ведущих тенденциях в лите ратуре. А затем — так ли уж безнадеж но они «не понимали» на их глазах со вершившиеся события, так ли уж вино ваты они в том, что чего-то «не успели» или «не сумели»? Не важнее ли другое: что истинно нового принесли они в лите ратуру, как упорно искали свое место в ходе событий, что нашли и успели вну шить читателю-современнику? Только что отгремела гражданская война, только что начался в стране дру гой, не менее важный и трудный про цесс изменения общества с самого его основания. Необходимо было художест венно освоить то, что уже совершилось, предугадать, что должно совершиться. Не случайно значительная часть писате лей, особенно молодых, взялась за тему гражданской войны. Не случайно их произведения о революции и войнах бы ли наполнены думами о будущем стран и народов. И тот' факт, что за эти темы горячо и заинтересованно брались, и тот, что революция и гражданская война изо бражались зачастую с позиций ее актив ных участников, а не сторонних наблю дателей, и тот факт, что чаще всего субъективно это были позиции искрен них и страстных защитников народных интересов, — все это делало этот период в развитии советской литературы особен но значительным и волнующим. Создать историческое произведение из эпохи гражданской войны сейчас — это нечто совсем другое, чем в 2 0—23-х го дах, когда Страсти еще кипели, следы столкновений еще кровоточили и раны еще не зарубцевались. Все в России бур лило и клокотало. Старое было разруше но, но корни его уходили далеко вглубь, новое лишь пускало свои молодые побе ги, оно было неустойчивым и непроч ным. Масса народа была в ожидании ре шительных перемен в жизни. Как они произойдут и будут ли соответствовать уже сложившимся о них представлени ям, об этом мало кто точно знал. И в этот момент возвысить свой голос художника в защиту революции, напи сать о ней правду, прославить ее и хотя бы- чуть-чуть показать, в каком направ лении должны совершаться желаемые народом перемены, требовались и сме лость, и незаурядный талант, и передо вое мировоззрение. Да, передовое для своего времени. Критики и литературоведы (и я в том числе), которые, между прочим, чтобы возвысить облюбованного, бесспорно «правильного» писателя, обычно «ули чали» его современников и даже сорат ников в каком-нибудь заблуждении и за тем спокойно предавали его сегодня 11 . «Сибирские огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2