Сибирские огни, 1957, № 1
н. яновския шихся и ненавидевших детей улицы: Константин Степанович злой — «драть ся не смеет, а глазами, как змея, жа лит», «тетя Зина всех голубчиками зо вет. По головке гладит. Липкая. Самой неохота, а гладит». В окружении людей, поступавших без душно, по шаблону, по бумажке, педаго гические действия Мартынова, безуслов но, имели немалое значение для новой, только нарождавшейся педагогики, осно ванной на любви к человеку, на правде отношений людей друг к другу. Его пантеизм тоже обусловлен време нем, сложившимися обстоятельствами и не является непререкаемым теоретиче ским принципом на все времена. Да и вряд ли он о нем думал, когда решал на сущные практические вопросы по спасе нию дорогих ему детей. Здесь действовал простой здравый смысл. В городе — го лод, скученность, болезни, в деревне, в поле — простор, воздух, здоровый труд, дающий хлеб. В других условиях Марты нов вряд ли настаивал бы на особой бли зости детей к природе, он нашел бы для ребят подходящую здоровую — на воз духе — работу и в городе. Только вот беда: в те дни и взрослым квалифициро ванным рабочим негде было приложить свои знания и умение, и часть из них шла тоже в деревню. Мартынов — большой, своеобразный характер нового человека, энергично отстаивающего свои идеи, свое право на вмешательство в судьбу своего государ ства, в судьбы людей. Может быть, как и многим выходцам из народа, ему не хватало теоретической подготовки, куль туры, зато он обладал безошибочным чутьем на правду, был предан своим идеям, трудолюбив и честен. В пеовые годы советской власти таких людей было немало, некоторые из них потом не суме ли подняться на уровень более сложных задач, поставленных жизнью, но в свое вгемя они проделали огромную работу. Сила и красота личности Мартынова в смелости, новизне и определенности устремлений в интересах рождавшегося советского общества. Незаурядный, во левой характер выражается буквально во всем но с особой убедительностью в последней сцене, завершающей рассказ. Губоно отказал в продуктах: велят пе реехать в город, в детские дома. Все за волновались в мартыновской колонии. Девочки заплакали. Мартынов горестно подтвердил: без помощи «помереть — не помрем, а изведемся». «Гришка в руку Мартынова вцепился. — Я. Сеггей Михалыч, через день есть буду. Пропади я пропадом, коли каждый день! И вдруг все детские нотки в голосе поблекли. Точно сразу в з р о с л ы м стал и с глубокой тоской поотянул: — Не отдавай нас опять в правонару шители. Глянул Мартынов ему прямо в глаза, не увидел, а почуял в них страшную че ловеческую скорбь. Дернулся, морду скроил, руки потер и сказал: — Не отдам.» И это ставит последнюю точку в рас крытии характера Мартынова — борьбы он не прекратит, руки покорно не сло жит, дети будут спасены, он до конца будет стоять на страже их интересов. За вершенность, законченность — один из признаков подлинно художественного произведения. В этом рассказе таких эмоционально-насыщенных, динамичных, законченных кусков много. И каждый из них подчинен главному — раскрытию характера центральных героев рассказа Мартынова и Григория Пескова. Образ маленького правонарушителя великолепен. Гришка, что называется, натура цельная и по-своему незауряд ная: весел и смел, беспечен и сметлив, в меру груб и нахален, но «не пропа щий». Он многое повидал и пеоежил в годы скитаний по стране и по-детски быстро усвоил несколько несложных и для него бесспорных истин: не стоит во ровать, если хорошо кормят: попал ся — не запирайся, людям это нравит ся: жить надо интересно, а не как-ни будь. Кроме того, он в общем правильно разобрался в событиях. «Я сам красной партии», — не без гордости заявляет Гришка и какому-то Жоржу, осмеливше муся советскую власть «дразнить», «морду набил». А как объяснишь такое людям, которые за это нужное дело еще и хулиганом называют или сразу на по дозрение берут, если что потерялось. Не исправим он потому, что попадает к лю дям равнодушным, безразличным, неуме лым. Естественно, Гришка сам пытается найти свой путь в жизни, как умеет. Идея ж е «хорошей» жизни выражается им в очень простой формуле: «скучно» или «не скучно». Попал в детский дом. Одет, сыт, в тепле — чего же более? Од нако пошли день за днем — «жить бы ничего, да скучно больно. Утром накор мят и в большую залу поведут. Когда читают. Да все про скучное. Один был мальчик хороший, другой плохой... Дать бы ему подзатыльник, хооошему- то!». Тем Мартынов я привлекателен для Гришки, что у него настоящее дело, замечательное своей новизной и пользой, какой ни на есть. А в детском доме «ма стерству обещали научить — не учат. Говорят, инструменту нет. А эту «пли- кацию» из бумаги вырезывать надоело». Активный, здоровый, деятельный маль чишка, успевший пожить самостоятель но, инстинктивно с о п р о т и в л я л с я удушли вой атмосфере детдомовского безделья. «Содержание» характера Гпишки, его ребячий мир. круг его желаний и инте ресов. «живой» облик его раскрывается Л. Сейфуллиной через диалог, удиви тельно экономный и точный, без злоупо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2