Сибирские огни, 1957, № 1
работать? Дальше танцуйте, дальше от нас. Здесь свое образование. Зима при дет, за книгу засядут. Сейчас некогда. Работать надо, чтобы не сдохнуть. Зи мой детские дома закроете, а мы выжи- зем. Больных у меня видели?». Мартынов полемичен. Он знает, чего хочет, особенно в тех невероятно тяже лых условиях голода и разрухи. Чтобы «не сдохнуть», необходимо самим тру диться. Это — первейшая цель, понят ная каждому. В ней сказывается настоя щая гуманность Мартынова, а не показ ная, формально, без учета условий, вы раженная в формуле: «тяжелый труд вреден в этом возрасте». Мартынову важно сохранить детей от гибели физи ческой. Эта высокая задача и делала труд в колонии целенаправленным, осо бым образом организованным. Каждый посильно трудился и для себя и для всей колонии в целом. Именно поэтому труд в ней превращался в воспитательное средство. Кроме того, Мартынов сам на глазах всей колонии трудился не покладая рук, добиваясь, чтобы все воспитанники были одеты, обуты, сыты. Мартынов, объединив усилия бес призорников, на деле показывал, что цель достигнуть можно лишь общими усилиями, организованностью, дисцип линой, добросовестным отношением к выполняемой работе. Это было воспита ние путем положительного примера, практики. Спасая детей от гибели физи ческой, от голода и болезней, Мартынов спасал их одновременно и от гибели мо ральной, от преступлений и бродяжниче ства. В этом смысле педагогические дей ствия Мартынова имели принципиально важное значение для развития советской педагогической мысли. Видеть в нем какого-то «педагога-чу- дака», которому, как уверяет А. Мака ренко, «нельзя поручить серьезного вос питательного дела», кажется мне не основательным. Давая высокую оценку рассказу Л. Сейфуллиной в целом, А. Макаренко, однако, весьма отрица тельно отнесся к образу Мартынова, так как увидел в нем только человека, «на каждом шагу кривляющегося и дергаю щегося, проповедующего своеобразный пантеизм и отрицание семьи»1. А между тем главное в его характеристике у Л. Сейфуллиной содержится не в крив лянии и не в пантеизме. Вероятнее всего Мартынов не получил специального педагогического обшзова- ния, он практик, горячо взявшийся за педагогическое дело и по жизненной не обходимости и по велению своего серд ца — не мог он стоять в стороне от важ ного дела, а равно не мог относиться к нему не творчески. Обращая внимание на его подвижность и непоседливость, Л. Сейфуллина подчеркивала тем самым 1 А. М а к а р е н к о , с о б р . с оч . , т. 7. Изд. Ак. пед. наук, М., 1952 г., стр. 208. его деловитость, его энергию, его жела ние немедленно практически решать во просы перевоспитания малолетних пра вонарушителей. Он трепыхался, словно «каждый сустав его просил дела», узна ет читатель при первом же знакомстве с ним. «В комнату бритый, долгоносый, с гу бами тонкими вошел. На голове, острой кверху, кепка приплюснута была на са мые глаза. Ступал твердо. Точно каж дым шагом землю вдавливал. И баш маки, чисто лапы звериные, вытопта- лись. Как вошел, на стул плюхнулся. И стул даже в пол вдавил». В поэтике некоторых писателей 20-х годов нарочитая грубоватость •— «плюхнулся» — и сопоставление челове ка со зверем — «лапы звериные» — явление частое; положительный гетюй нередко изображался этаким звероподоб ным великаном — «каждым шагом землю вдавливал». Но в отличие от других, наделявших своего героя нутря ными и самому неясными зовами, Л. Сейфуллина наделила своего велика на ясным пониманием цели и кипучей Де ловитостью. «Глаза узкие щурил и'тонкие губы кривил. Над всем смеялся. Как говорил, руки все тер ладонями одна о другую, ежился, ноги до колен руками разгла живал. Весь трепыхался. Смирно ни ми нуты не сидел. Каждый сустав у него точно ходу просил. Дела». Не искушенный в тонкостях педагоги ческой науки, он решил использовать те приемы воздействия на детей, которые могли бы сейчас же произвести желае мый эффект: вызвать доверие ребят к нему. Отсюда некоторая грубоватость, прямота, шутовство — только чтобы за ставить их слушать себя. Привели в Наробраз партию ребят. Вечер, девать их некуда. «Куда их де вать?» — растерянно спрашивает стар шая. Пришедший Мартынов, не задумы ваясь, грубо отвечает. — Сартиры чистить, землю рыть... Куда? Место найдется. Эй, ты, арба баш кирская, долго еще проскрипишь? И похоже передразнил. — И гы-гы-гы.... У башкиренка глаза высохли. Губы в усмешку растянулись. И скрип свой прекратил. — Ну так, барышня, как? Все бума жечки, бумажечки? По инструкции, с анкеточками? И опять ладони одна о другую. — Десять этих барахольщиков я у вас возьму. Десять могу. Вряд ли Мартынов считал, что та кое обращение — универсальный клю чик к детским, уже очерствевшим ду шам. Но в тот момент эта его манера от кровенно выражать свои мысли хорошо противостояла скучной и лживой вежли вости профессиональных учителей, бояв
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2