Сибирские огни, 1957, № 1
выходит. Прощай. Уношу с собой утеше ние, что ты действительно пришла на наш общий путь и теперь уже. не уйдешь с него. Не уходи». Со слезами читала она эти строки. « — Не уйду... но ты шел прямо, а я плутала. И вот в кривых тропинках потеряла тебя. Провела рукой по лицу. — Теперь на пути»1. Так заканчивалась повесть, вся пропи танная неповторимым духом времени, когда кругом кипела и бурлила большая и сложная жизнь людей, делавших ре волюцию. Недаром в духе времени Л. Сейфуллина писала в кратеньком вступлении к повести: «Жизнь большая. Надо томы писать о ней. А кругом бурлит. Некогда долго писать и рассказывать. Лучше отрывки». Стремительность событий, изображен ных в повести, отразилась на характере повествования. Лаконизм и сжатость до ведены, так сказать, до предела. Свое образный телеграфный стиль, казалось, только и может полно передать обилие жизненных впечатлений, полученных в годы войн и революций. С первых само стоятельных шагов Л. Сейфуллина нача ла искать то, что отличало, как она чув ствовала, новую рождавшуюся литерату ру от литературы дореволюционной. «Читая «Красную новь» и романы, доходящие до нас, изредка книжки но вых писателей, — вспоминала Л. Сей фуллина, — я ощущала особый темп, делавший их совсем отличными от доре волюционной прозы. Но в чем дело, не умела ясно осознать. Роман В. Зазубри на «Два мира» произвел на меня огром ное впечатление. В первой части у него много кратких, прямо телеграфных пред ложений. Мне казалось, что в этом его особенная сила»2. Но сила романа В. Зазубрина и пер вых произведений Л. Сейфуллиной была в ином — в новизне, в значительности содержания. В повести «Четыре главы» очевидна прямолинейность решения художествен ных задач — отсутствует обоснованная психологическая мотивировка поступков героев, не отражены этапы духовного ро ста Анны. Однако повесть захватила чи тателя смелым вторжением автора в животрепещущие события современно сти осмысливанием их а передовых ре волюционных позиций, несомненным уме нием создать определенное настроение, нарисовать яркие картины жизни рус ской предреволюционной деревни. Заметный успех первого крупного произведения внушил автору веру в свои силы. «После поддержки провинци 1 Всюду цитирую по изданию: Л. С е й- ф у л л и н а . Ч е т ы р е г л а в ы . Повесть. Барнаул 1922 г. 2 Л. С е й ф у л л и н а , П а м я т н о е п я т и л е т и е . «Сибирские огни» № 1, 1927 г., стр. 215. альной печати, — вспоминала JI. Сей фуллина, — написала «Правонарушите лей». Как песню по своей охоте пела»1. Последовавшие затем повести и расска зы — «Перегной», «Ноев ковчег», «Александр Македонский», объединен ные в книгу «Перегной» (Новоникола- евск, 1923 г.), поставили JI. Сейфуллину в ряд лучших писателей, рожденных ре волюцией. II Своеобразие первых произведений JI. Сейфуллиной не в том только, что она нашла какие-то свои особые прие мы изображения действительности — краткость, динамичность строя речи, предельная простота сюжетных построе ний и т . п., а в ее взгляде на мир, в ее активном и целенаправленном отношении к жизни, к решающим событиям совре менности. Народ был обеспокоен таким бедстви ем, как беспризорничество, порож денное войной, нищетой, голодом. Педа гог по профессии, JI. Сейфуллина темпе раментно и страстно выступает в защи ту детей уже в первом опубликованном художественном произведении «Павлуш кина карьера», а затем и в «Правонару шителях». Народ переживал ответственный и сложный момент своей истории, когда решительно и бесповоротно ломались старые устои жизни, старые воззрения, старые нормы, поведения. JI. Сейфуллина взволнованно пишет повесть «Четыре главы», в которой эта проблема ломки сознания человека является определяю щей. Духовный рост простых людей под могучим воздействием революции станет затем- содержанием многих ее произведе ний. Наконец, народ делаЛ революцию под руководством Коммунистической пар тии. JI. Сейфуллина в ряде своих луч ших произведений убедительно показала, как именно народ — его преобладающая часть в России — крестьянство — со вершил революцию. Если в те дни немалая часть старых писателей все еще решала, принять или не принять советскую власть; если дру гая их часть, в декларациях своих при ветствуя революцию, еще не успела, а подчас и не умела художественно прав диво отразить ее в своих произведениях, то JI. Сейфуллина была в числе немно гих, кто первым нарисовал реалистиче скую, полную глубокого смысла картину революционной борьбы народных масс. Первое же произведение, получившее повсеместный положительный отклик, замечательно, прежде всего, своей целе устремленностью, определенностью идей- I Т а м ж е , стр. 224.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2