Сибирские огни, 1957, № 1

выходит. Прощай. Уношу с собой утеше­ ние, что ты действительно пришла на наш общий путь и теперь уже. не уйдешь с него. Не уходи». Со слезами читала она эти строки. « — Не уйду... но ты шел прямо, а я плутала. И вот в кривых тропинках потеряла тебя. Провела рукой по лицу. — Теперь на пути»1. Так заканчивалась повесть, вся пропи­ танная неповторимым духом времени, когда кругом кипела и бурлила большая и сложная жизнь людей, делавших ре­ волюцию. Недаром в духе времени Л. Сейфуллина писала в кратеньком вступлении к повести: «Жизнь большая. Надо томы писать о ней. А кругом бурлит. Некогда долго писать и рассказывать. Лучше отрывки». Стремительность событий, изображен­ ных в повести, отразилась на характере повествования. Лаконизм и сжатость до­ ведены, так сказать, до предела. Свое­ образный телеграфный стиль, казалось, только и может полно передать обилие жизненных впечатлений, полученных в годы войн и революций. С первых само­ стоятельных шагов Л. Сейфуллина нача­ ла искать то, что отличало, как она чув­ ствовала, новую рождавшуюся литерату­ ру от литературы дореволюционной. «Читая «Красную новь» и романы, доходящие до нас, изредка книжки но­ вых писателей, — вспоминала Л. Сей­ фуллина, — я ощущала особый темп, делавший их совсем отличными от доре­ волюционной прозы. Но в чем дело, не умела ясно осознать. Роман В. Зазубри­ на «Два мира» произвел на меня огром­ ное впечатление. В первой части у него много кратких, прямо телеграфных пред­ ложений. Мне казалось, что в этом его особенная сила»2. Но сила романа В. Зазубрина и пер­ вых произведений Л. Сейфуллиной была в ином — в новизне, в значительности содержания. В повести «Четыре главы» очевидна прямолинейность решения художествен­ ных задач — отсутствует обоснованная психологическая мотивировка поступков героев, не отражены этапы духовного ро­ ста Анны. Однако повесть захватила чи­ тателя смелым вторжением автора в животрепещущие события современно­ сти осмысливанием их а передовых ре­ волюционных позиций, несомненным уме­ нием создать определенное настроение, нарисовать яркие картины жизни рус­ ской предреволюционной деревни. Заметный успех первого крупного произведения внушил автору веру в свои силы. «После поддержки провинци­ 1 Всюду цитирую по изданию: Л. С е й- ф у л л и н а . Ч е т ы р е г л а в ы . Повесть. Барнаул 1922 г. 2 Л. С е й ф у л л и н а , П а м я т н о е п я ­ т и л е т и е . «Сибирские огни» № 1, 1927 г., стр. 215. альной печати, — вспоминала JI. Сей­ фуллина, — написала «Правонарушите­ лей». Как песню по своей охоте пела»1. Последовавшие затем повести и расска­ зы — «Перегной», «Ноев ковчег», «Александр Македонский», объединен­ ные в книгу «Перегной» (Новоникола- евск, 1923 г.), поставили JI. Сейфуллину в ряд лучших писателей, рожденных ре­ волюцией. II Своеобразие первых произведений JI. Сейфуллиной не в том только, что она нашла какие-то свои особые прие­ мы изображения действительности — краткость, динамичность строя речи, предельная простота сюжетных построе­ ний и т . п., а в ее взгляде на мир, в ее активном и целенаправленном отношении к жизни, к решающим событиям совре­ менности. Народ был обеспокоен таким бедстви­ ем, как беспризорничество, порож­ денное войной, нищетой, голодом. Педа­ гог по профессии, JI. Сейфуллина темпе­ раментно и страстно выступает в защи­ ту детей уже в первом опубликованном художественном произведении «Павлуш­ кина карьера», а затем и в «Правонару­ шителях». Народ переживал ответственный и сложный момент своей истории, когда решительно и бесповоротно ломались старые устои жизни, старые воззрения, старые нормы, поведения. JI. Сейфуллина взволнованно пишет повесть «Четыре главы», в которой эта проблема ломки сознания человека является определяю­ щей. Духовный рост простых людей под могучим воздействием революции станет затем- содержанием многих ее произведе­ ний. Наконец, народ делаЛ революцию под руководством Коммунистической пар­ тии. JI. Сейфуллина в ряде своих луч­ ших произведений убедительно показала, как именно народ — его преобладающая часть в России — крестьянство — со­ вершил революцию. Если в те дни немалая часть старых писателей все еще решала, принять или не принять советскую власть; если дру­ гая их часть, в декларациях своих при­ ветствуя революцию, еще не успела, а подчас и не умела художественно прав­ диво отразить ее в своих произведениях, то JI. Сейфуллина была в числе немно­ гих, кто первым нарисовал реалистиче­ скую, полную глубокого смысла картину революционной борьбы народных масс. Первое же произведение, получившее повсеместный положительный отклик, замечательно, прежде всего, своей целе­ устремленностью, определенностью идей- I Т а м ж е , стр. 224.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2