Сибирские огни, 1957, № 1
названа в числе зачинателей нашего журнала как по добровольно взятой на себя обязанности секретаря редакции, так и по непосредственному участию в нем в качестве автора произведений, в значительной степени определявших лицо журнала в начальные дни его су ществования. Первый номер журнала, вышедший в марте 1922 года, открывался повестью Л. Сейфуллиной «Четыре главы». Имен но этот период интенсивной работы по созданию журнала в Сибири следует считать и началом литературной дея тельности Лидии Николаевны, хотя до этого она время от времени выступала с заметками и корреспонденциями в газетах (с 1910 года), написала повесть «Актрисина жизнь» (1916 год), пьесу «Егоркина жизнь» (1919 год), за кото рую она получила премию на конкурсе Челябинского Губоно (пьеса шла в теат ре специально для съезда женотделов), и коротенький рассказ «Павлушкина карьера» (1921 год). Первым, кто разглядел писательский талант Л. Сейфуллиной, был Феоктист Березовский, редактировавший в то вре мя газету «Советская Сибирь». Познако мившись с рассказом «Павлушкина карьера», он сразу же напечатал его в газете и отметил: «Настоящий рассказ, хорошо написан... это — писатель»1. Когда Же речь зашла об издании журна ла «Сибирские огни», он предложил «поговорить с нею», не сможет ли она что-либо дать для первого номера. Ф. Березовского поддержали. С боль шим волнением начала работать Л. Сей- фуллина над первой своей повестью. Так рождение журнала способствовало рождению нового писателя. В 1922 году провинциальная печать горячо откликнулась на выход первого номера журнала «Сибирские огни». Во всех рецензиях единодушно отмечалось, что самое значительное и интересное произведение в новом журнале — по весть Л. Сейфуллиной «Четыре главы». «Повесть произвела на всех большое впечатление, — вспоминает Г. Пушка- рев. — Ее стали читать вслух в библио теках, в воинских частях, она горячо об суждалась читателями. 300 экземпляров журнала «Сибирские огни», полученные в Барнауле, были распроданы за не сколько дней»2. Не случайно в Барнауле в том же 1922 году повесть вышла от дельным изданием. Что привлекало в первой повести Л. Сейфуллиной читателя тех лет, что волновало его в ней? Очевидное жела ние автора рассказать о том, какими ! Л. С е й ф у л л и н а . П а м я т н о е п я т и л е т и е . «Сибирские огни», № 1, 1927 г., стр. 215. 2 Г. П у ш к а р е в. З а ч и н а т е л ь н и ц а н а ш е г о ж у р н а л а . «Сибирские огни», № 3, 1954 г., стр. 155. сложными и нелегкими путями шел че ловек к революции, как не просто доста валось ему отчетливое понимание необ ходимости и неизбежности этого пути. По-разному складывались судьбы че ловеческие в грудные годы войн и рево люций, далеко не каждый сразу находил свое место в стремительно развернув шихся событиях. Реалистическое, прав дивое изображение подчас мучительных поисков своего места в революции, осве щенное актуальнейшей тогда мыслью, что отрываться от кровных интересов своего класса нельзя, не могло оставить людей равнодушными и безразличными к героям повести JI. Сейфуллиной. Ведь воспроизведенное ею только что пережи то, только что отзвучало или еще про должало звучать в душе почти каждого простого человека! JI. Сейфуллина попыталась в этой по вести проникнуть в духовный мир своей современницы. Анна Николаевна — цен тральная героиня повести — дочь ку харки. С большим трудом через благо творителей определила ее мать в гимна зию. Вскоре у Анюты обнаружился ар тистический талант. Но увлечения сце ной у нее не было, полюбила легкий успех, положение человека независимо го, поклонения, деньги. Старые искрен ние, полудетские привязанности забы лись, а когда снова было возникли через несколько лет, показались очень беспо койными и хлопотными: ' друг детства Володя — ссыльный, без пристанища, без средств. И она пошла на содержание к пожилому и богатому человеку. «Ото рвалась Анюта от своей почвы», — с болью и горечью думает о ней Володя. В первом крупном произведении JI. Сейфуллина не сумела убедительно показать перелома, происшедшего в со знании героини, но он, видимо, произо шел. Анна Николаевна начала понимать унизительность своего положения, пу стоту и ненужность такого существова ния. Однако только после смерти покро вителя — богатого золотопромышленни ка — решается на необходимый для нее смелый шаг — уехать в дальнюю глухую деревню учительницей. Трудно ей в непривычных условиях тяжкого де ревенского быта. Медленно и ощупью выбиралась она на верную дорогу. Об щение с людьми труда, с крестьянами, живой и неподдельный интерес к их де лам и заботам, волнующие события предреволюционных дней помогли ей выпрямиться, найти себя, понять правду, которую знал ее друг Володя, активно проповедовать и защищать ее. Ни она не решалась позвать к себе Володю, «хотя четыре года чистила ду шу», ни он, человек прямой и бескомпро миссный, не хотел примирения. Только перед смертью из тюрьмы написал он ей: «Я никогда не умел говорить о неж ных чувствах. Попробовал сейчас — не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2