Сибирские огни, 1957, № 1

ЩигиинЯа // гТц&лцограсрця Н. ЯНОВСКИЙ Большой художник I Лидия Николаевна Сейфуллина при­ надлежит к тем писателям, которым вы­ дало счастье вместе с А. М. Горьким быть зачинателями советской литерату­ ры. Много или мало сделал каждый из них, но вместе они представляют слав­ ную когорту русских литераторов, кото­ рая трудом своим, подчас спотыкаясь, прокладывала и расчищала путь литера­ туре социалистического реализма, созда­ вала яркие талантливые произведения, прочно вошедшие в историю нашей лите­ ратуры. И в этом их самая большая за­ слуга перед советским народом. JI. Сейфуллина родилась 22 марта по старому стилю) 1889 года в станице Варламово (бывшего Троицкого уезда, Оренбургской губернии) близ нынешнего Магнитогорска. Отец ее, Николай Геор­ гиевич, по национальности татарин, вы­ шел из бедной семьи. Рано оставшись без родителей, он воспитывался в семье священника, который помог ему посту­ пить и окончить учительскую семинарию з Казани. Сначала Николай Георгиевич работает переводчиком и учителем та­ тарского языка, а затем становится сель­ ским священником. Мать JI. Сейфулли- :юй, Анна Ивановна, по происхождению крестьянка, перед замужеством работала прислугой. Умерла она молодой. С пяти лет Лидия Николаевна воспитывается у бабушки по матери — Евдокии Антипь- евны Елиной. Бабушка, как и ее дочь, была неграмотной, но знала множество русских сказок, песен, поговорок, былин. Русский язык вошел в сознание Л. Сей- фуллиной как родной через народное творчество. Л. Сейфуллина рано обучилась и при­ страстилась к чтению. В круг ее перво­ го чтения входили широко известные сказки про Еруслана Лазаревича и Бову-королевича, народные рассказы Л. Толстого, произведения Некрасова и Лермонтова. Начальное образование Л. Сейфуллина получила в Оренбург­ ском епархиальном училище. В 1905 го­ ду она переезжает в Омск и поступает в седьмой класс гимназии. После оконча­ ния гимназии началась самостоятель­ ная трудовая жизнь: учительствовала, играла на сцене, служила в книжном ма­ газине, работала в библиотеке, причем нередко в сельской местности. Во время своих многолетних и довольно частых пе­ реездов Л. Сейфуллина наблюдала быт и нравы крестьянского населения. В селе Самарско-Раевском (ныне Чкаловская область) Л. Сейфуллина встретила Октябрьскую революцию. С 1918 года она работала в губернском от­ деле народного образования в Челябин­ ске — заведующей библиотекой, затем инструктором по внешкольному образо­ ванию. В 1920 году Лидия Николаевна поступила на высшие педагогические курсы в Москве. «Мы, работники про­ свещения, — вспоминала писательни­ ца, —• были вызваны в столицу из раз­ ных мест огромной республики для рас­ ширения собственного нашего образова­ ния». И тут же подчеркивала: «В систе­ му нашего личного просвещения живо­ творной силой вливалось искусство»1. Живейший интерес к литературе и искусству, к творчеству у Лидии Ни­ колаевны был постоянен. Еще в детстве пыталась написать она... роман, озагла­ вив его «На заре юности», и с того вре­ мени вплоть до зрелого возраста она со­ чиняет сказки, импровизирует рассказы, пишет пьесы. В том же 1920 году Л. Сейфуллина— делегат 1-го Всероссийского съезда по внешкольному образованию, на котором выступил В. И. Ленин. Выступление вождя произвело огромное впечатление на всех участников съезда и в большой степени определило характер и направ­ ление их работы в области просвеще­ ния. По распоряжению Наркомпроса Л. Сейфуллина была направлена в 1921 году на работу в Новониколаевск (Новосибирск), где около года работала секретарем только что возникшего Сиб- гоеиздата. Здесь, вместе с другими литераторами- энтузиастами, Л. Сейфуллина приняла активное участие в организации одного из первых в стране толстых литератур­ но-художественных журналов «Сибир­ ские огни». Сна по праву должна быть 1 Л. С е й ф у л л и н а . В о с п о м и н а н и я о М а я к о в с к о м.. «Сибирские огни», № 2, 1955, стр. 183.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2