Сибирские огни, 1957, № 1
иную пазу, а затем внутренне ее оправ дать. В других — кропотливо добивает ся выявления линии восприятий, в третьих — на свет появляются и «ста ринный» подтекст, и «элементарные» элементы актерского мастерства, и но вые методы — физических действий и этюдный. Когда в ходе репетиций вы ясняется, что именно не получается у актера, какая сцена дается исполните лям особенно трудно, где прорывается фальшь, наигрыш, здесь особенно важ но точно диагносцировать болезнь, най ти то главное, что мешает органическо му совершению действий. Как легко ошибиться, подсказать неверный путь и тем нанести непоправимый вред работе актера! Иногда причина кроется в уди вительно простых вещах. Но найти это простое может только опытный, внима тельный глаз мастера. Исполнитель много и напряженно по работал над образом своего героя. Вдруг в кульминационном месте роли — не правда, фальшь. В чем дело? Вся боль шая проделанная работа ставится под со мнение. — Знаете, что вам помешало? — об ращается к актеру Вера Павловна. — В этой горячей сцене вы стиснули кула ки. Даже пальцы побелели. Вслед за фи зическим зажимом тотчас зажалось и чувство. Проконтролируйте себя, ощути те тяжесть кистей рук. И действительно, причина серьезного недостатка заключалась в самом про стом, элементарном. От подобных оши бок не застрахованы даже очень одарен ные и опытные актеры. Актер никак не может правдиво вос принять ошеломляющее известие. Про ще всего предположить, что у него дрем лет фантазия, нарисовать перед ним ряд аналогичных картин, проделать серию этюдов. Но не всегда это помогает, так как режиссер опирается при этом на эмоциональную память актера. А эмо циональная память, как бы натренирова на она ни была, все же довольно каприз ная опора. На репетициях В. Редлих в подобных случаях можно услышать та кое замечание: — У вас врет тело: неожиданность вызывает отказ, а вы порываетесь впе ред. И следует пояснение: — Вы идете в кромешной тьме... Вдруг перед вашими глазами ослепи тельная вспышка молнии. Что вы сде лаете? Инстинктивно откинетесь назад, но никак не вперед. Подобное восприятие неожиданности, очевидно, органически присуще человеку. Попробуйте принять поражающее вас известие отклонением корпуса и вы почувствуете, насколько вам станет, легче. Актер выполняет задание, и сложная сценка выглядит значительно убедитель нее. К помощи этюда в «Красном факеле» прибегают редко. У театра есть печаль ный опыт работы этим методом. Почти четыре месяца репетировали «Сирано де Бержерака», три с лишним месяца «Годы странствий». Такая затрата вре мени — непозволительная роскошь для периферийного театра. К тому же спек такли получились серыми, малоинтерес ными. Но, может быть, наметились пути овладения новым методом? И этого не произошло. Сосредоточив все внимание на этюдной работе, режиссеры не успели всерьез порабохать над авторским тек стом, над разработкой чтения стиха, не успели отобрать наиболее яркие вопло щения и закрепить найденное. — В наших условиях к этюдному методу можно прибегать не всегда, а лишь в тех случаях, когда какое-либо место роли не получается с помощью иных режиссерских приемов, — к тако му выводу пришло собрание по обсужде нию итогов работы над этими двумя спектаклями. Методы работы с исполнительским коллективом, применяемые главным ре жиссером театра «Красный факел», — результаты творческого применения на следия К. С. Станиславского и его после дователей. Успех целого ряда спектак лей последних лет, таких, как «Чайка» (режиссеры В. Редлих и В. Дени), «Кряжевы» (режиссеры В. Редлих и Э. Бейбутов), «Светлая» (режиссеры В. Редлих и Н. Михайлов), «Персональ ное дело», «Село Степанчиково и его обитатели», «Гамлет» (постановка В. Ред лих, режиссер И. Хасин), «Кремлевские куранты» (постановка В. Редлих, ре жиссер Б. Ступин), убеждает нас, что методы эти плодотворны, вполне приме нимы к условиям периферийного театра, приводят к должным положительным ре зультатам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2