Сибирские огни, 1957, № 1

иную пазу, а затем внутренне ее оправ­ дать. В других — кропотливо добивает­ ся выявления линии восприятий, в третьих — на свет появляются и «ста­ ринный» подтекст, и «элементарные» элементы актерского мастерства, и но­ вые методы — физических действий и этюдный. Когда в ходе репетиций вы­ ясняется, что именно не получается у актера, какая сцена дается исполните­ лям особенно трудно, где прорывается фальшь, наигрыш, здесь особенно важ­ но точно диагносцировать болезнь, най­ ти то главное, что мешает органическо­ му совершению действий. Как легко ошибиться, подсказать неверный путь и тем нанести непоправимый вред работе актера! Иногда причина кроется в уди­ вительно простых вещах. Но найти это простое может только опытный, внима­ тельный глаз мастера. Исполнитель много и напряженно по­ работал над образом своего героя. Вдруг в кульминационном месте роли — не­ правда, фальшь. В чем дело? Вся боль­ шая проделанная работа ставится под со­ мнение. — Знаете, что вам помешало? — об­ ращается к актеру Вера Павловна. — В этой горячей сцене вы стиснули кула­ ки. Даже пальцы побелели. Вслед за фи­ зическим зажимом тотчас зажалось и чувство. Проконтролируйте себя, ощути­ те тяжесть кистей рук. И действительно, причина серьезного недостатка заключалась в самом про­ стом, элементарном. От подобных оши­ бок не застрахованы даже очень одарен­ ные и опытные актеры. Актер никак не может правдиво вос­ принять ошеломляющее известие. Про­ ще всего предположить, что у него дрем­ лет фантазия, нарисовать перед ним ряд аналогичных картин, проделать серию этюдов. Но не всегда это помогает, так как режиссер опирается при этом на эмоциональную память актера. А эмо­ циональная память, как бы натренирова­ на она ни была, все же довольно каприз­ ная опора. На репетициях В. Редлих в подобных случаях можно услышать та­ кое замечание: — У вас врет тело: неожиданность вызывает отказ, а вы порываетесь впе­ ред. И следует пояснение: — Вы идете в кромешной тьме... Вдруг перед вашими глазами ослепи­ тельная вспышка молнии. Что вы сде­ лаете? Инстинктивно откинетесь назад, но никак не вперед. Подобное восприятие неожиданности, очевидно, органически присуще человеку. Попробуйте принять поражающее вас известие отклонением корпуса и вы почувствуете, насколько вам станет, легче. Актер выполняет задание, и сложная сценка выглядит значительно убедитель­ нее. К помощи этюда в «Красном факеле» прибегают редко. У театра есть печаль­ ный опыт работы этим методом. Почти четыре месяца репетировали «Сирано де Бержерака», три с лишним месяца «Годы странствий». Такая затрата вре­ мени — непозволительная роскошь для периферийного театра. К тому же спек­ такли получились серыми, малоинтерес­ ными. Но, может быть, наметились пути овладения новым методом? И этого не произошло. Сосредоточив все внимание на этюдной работе, режиссеры не успели всерьез порабохать над авторским тек­ стом, над разработкой чтения стиха, не успели отобрать наиболее яркие вопло щения и закрепить найденное. — В наших условиях к этюдному методу можно прибегать не всегда, а лишь в тех случаях, когда какое-либо место роли не получается с помощью иных режиссерских приемов, — к тако­ му выводу пришло собрание по обсужде­ нию итогов работы над этими двумя спектаклями. Методы работы с исполнительским коллективом, применяемые главным ре­ жиссером театра «Красный факел», — результаты творческого применения на­ следия К. С. Станиславского и его после­ дователей. Успех целого ряда спектак­ лей последних лет, таких, как «Чайка» (режиссеры В. Редлих и В. Дени), «Кряжевы» (режиссеры В. Редлих и Э. Бейбутов), «Светлая» (режиссеры В. Редлих и Н. Михайлов), «Персональ­ ное дело», «Село Степанчиково и его обитатели», «Гамлет» (постановка В. Ред­ лих, режиссер И. Хасин), «Кремлевские куранты» (постановка В. Редлих, ре­ жиссер Б. Ступин), убеждает нас, что методы эти плодотворны, вполне приме­ нимы к условиям периферийного театра, приводят к должным положительным ре­ зультатам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2