Сибирские огни, 1957, № 1
гливые выкрики сварливой жены и гнев ная отповедь взбешенного человека, лу кавый задор кокетки и хвастливые воз гласы наглеца, — можно без конца пе речислять оттенки, встречающиеся в быту. Давайте их на сцену! Пусть ваш голос звенит металлом в нужных случа ях, но только в нужных! Большинство коренных краснофакель- Цев разговаривают на сцене очень про сто. Новички, воспитанники других теат ральных коллективов, часто отличаются от них своим подчеркнуто театральным произношением. Последовательная рабо та режиссеров постепенно сглаживает речевой разнобой. Однако следует отме тить, что театр очень редко включает в репертуар трагедии и романтические драмы, а это значит, что выявление и развитие новых актерских качеств, в том числе и в области речи, тормозится. Назовем условно следующий этап ра боты над спектаклем — поиски решений и опробования. — Ну, что же, товарищи, — начина ет Вера Павловна репетицию, — отло жим тетрадки в сторону, отодвинем стол и попробуем двигаться. Происходит это уже на второй-третьей репетиции. Года четыре назад такое предложение вызывало полную расте рянность и недоумение. — Как же двигаться, если мы совсем не знаем текста? — Как начать действовать, если ни кто еще не имеет сколько-нибудь четкого представления о своем образе? — Мы даже не представляем себе, где будет происходить действие. Ведь макет еще не готов?! На каждом шагу актеры спотыкались, просили вернуться к работе за столом, конфузились, чувствовали себя ужасно неловко. Затем потихоньку начинали осваиваться: делали несложную выго родку (три стула вместе — диван, стол и стул — рояль, стул на стул — дерево и т. д.), меньше стеснялись друг друга, смело работали с «мнимыми» предмета ми (пили из несуществующих стаканрв, снимали невидимое пальто, накрывали на стол без посуды и т. д.). Возникала масса вопросов, о которых никто и не думал, работая за столом: — А что я д е л а ю во время разго вора? — Непонятно, почему я задержался в комнате? — Чем же я отвлечена, что не слы шу этих слов? Взбудораженные, встревоженные, не довольные собой и режиссером, расходи лись актеры по домам с тем, чтобы ду мать и думать, мучительно искать, со мневаться в своих силах и пользе экс перимента. А на утро — эвоика! — ведь вот чем объсняется странное пове дение моего героя в данной сцене. Прошло немного времени, и новый ме тод прочно привился в театре. Оказы вается, достаточно нескольких репети ций по методу д е й с т в е н н о г о а н а л и з а , чтобы для каждого исполнителя, пускай не полно, но становилась ясной линия поведения его персонажа. Вновь возвращались к работе за столом и вновь пробовали, горячо обсуждали результа ты. Сложные задачи следовали одна за другой. — Так, как вы поступили в данном случае, ваш герой не сделал бы, — го ворит режиссер. — Почему? — У него другой характер, другое мировоззрение. То, что казалось таким верным, таким естественным, подвергается пересмотру с позиций характера образа. Так возни кает взаимосвязь — от простейших по ступков к пониманию характера и от понятого характера к обоснованию по ступков. Вскоре готов макет. После обсужде ния и споров вокруг предложений худож ника приступают к работе в настоящей выгородке. Многое из найденного почти без изменения переносится в будущий спектакль. Многие актеры уже с пер вых репетиций надевают детали буду щих костюмов, берут необходимый рек визит (тросточку, лорнет, теннисную ра кетку, бритву и т. п.), постепенно «об живают» эти предметы, ищут походку, манеру говорить, ищут х а р а к т е р н о с т ь персонажа, то своеобразие инди видуальности, которое определяется не тем, ч т о делает человек, а к а к он это делает. Многие характерные черточ ки приходят и на последних, генераль ных репетициях, когда надет полностью костюм, наложен грим, на сцену подано настоящее, а не временное оформление. Таков в самых общих чертах извили стый путь создания образа, когда в ос нове этого пути лежит действенный ана лиз. Схематизируя, можно определить так: от конкретных действований к по ниманию характера, идейной значимо сти образа и от него — к индивидуали зации. Описанный метод работы режиссера с актером занимает в театре господствую щее положение, так ставится большин ство спектаклей «Красного факела», но он отнюдь не исключает иных режиссер ских приемов. По глубокому убеждению В. Редлих, своеобразие автора, жанра пьесы, свое образие каждой отдельной сцены, каж дого исполнителя с его индивидуальны ми особенностями должны определять путь, которым легче всего придти к наи лучшему решению роли, сцены, спек такля. В одних случаях режиссер порекомен дует актеру идти от внешнего рисунка, предлагает, допустим, принять ту или
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2