Сибирские огни, 1957, № 1
уделяет значительное внимание речи и на репетициях. Она придирчиво требует подъемов голоса перед запятой, глубоких голосовых падений на точке, классиче ского «нырка» на вводном предложении, нахождения логического центра во фра зе, яркого выделения ударного слова; в работе над стихом — четкой строковой паузы-цезуры, последовательного повы шения голоса при перечислении, при чтении периода и т. д. Идет борьба с многожестием исполнителя, с дурной привычкой методично взмахивать рукой, подчеркивая нужное слово. — Ну, что вы дирижируете себе? — останавливает Вера Павловна актера, — обилие жестов происходит от недоверия к слову, его способности полноценно вы разить мысль без помощи рук. Спрячьте руки и повторите это же место. — Ак тер скрещивает руки на груди и повто ряет монолог в таком «связанном» со стоянии. — Вот, уж е значительно лучше. Вер но? Только... — и Вера Павловна не ожиданно весело смеется, — только теперь еще хуже стало. Теперь вы каж дое ударное слово подчеркиваете кивком головы, даете этакие «зуботычины» не счастным логическим центрам. Бори тесь, боритесь с этим, товарищи. В разговор вступает артист театра и главный режиссер радио Николай Коро- стынев. — Как-то перед микрофоном мы про делали такой эксперимент: актер прочел текст с жестами и телодвижениями. За писали на пленку. Потом тот же текст был записан вновь, но при условии со хранения актером полного внешнего по коя. И что же вы думаете? При прослу шивании обеих записей стало ясно, что второе исполнение намного красочней, образнее и темпераментнее. — Вот видите? — подхватывает Вера Павловна, — и такой эффект достигнут еще пои условии, что слушатель не ви дит исполнителя, что его внимание не от влекается утомительным созерцанием методичных взмахов руки и кивков голо вой. В дальнейшем процессе репетиций время от времени из зала слышится го лос режиссера: — Поднимите перед запятой тон и держите паузу хоть полчаса. — Ударьте его словом. Исхлещите их словами. В разгар горячей сцены вдруг вры вается вопрос к одному из исполните лей: — Какое из всех обращенных к вам слов больнее всего задевает вас? Как видите, оно в середине фразы. Так не ждите ее конца, реакция должна возник нуть сразу же, следом за произнесенным словом-возбудителем. — Вы сказали «фиалка, расцветшая в холода». Что вы видите в момент про изнесения? Такая непрекращающаяся работа над речью приводит к положительным ре зультатам: в спектаклях В. Редлих не брежно построенные фразы, случайные паузы, затуманивающие смысл, плоская, невыразительная интонация — явление . редкое. Сама Вера Павловна, несмотря на по жилой возраст, обладает звучным голо сом, не знающим усталости, отточенной дикцией. Примечателен такой факт. Однажды я присутствовал при разгово ре двух студенток. — Знаешь, — огорченно говорила одна, — я никак не успею к началу зри тельской конференции. — Плохо, — посочувствовала дру гая, — пропустишь главное — доклад Веры Павловны. — Вам нравятся ее выступления? — вступил я в разговор. — Еще бы! — враз ответили обе. — А чем? — Она говорит вдохновенно. — Когда она рассказывает о спектак ле, я все вижу, о чем она говорит. И вижу в каком-то особенном, поэтическом свете. — А вам нравится ее голос? — до пытывался я. —- Не знаю, как-то не обращала вни мания. — Может быть, вас увлекает манера ее произношения, тонирования? — не отставал я. Девушки пожали плечами: никаких особенностей они не замечали. Вот в этом-то и состоит главное, чего доби вается В. Редлих и от актеров и в рабо те над собственной речью: так овладеть формальными приемами, чтобы в итоге форма была неощутима, чтобы все внима ние зрителя было сосредоточено на глав ном — на содержании произносимого. Именно эту цель преследует Вера Павловна, когда говорит актеру: — У вас очень звучный, хорошо по ставленный голос, и в этом ваша беда: вы слушаете себя на сцене, увлекаетесь голосоведением. Как это ни парадок сально, но вам нужно стараться говорить менее красиво. Попробуйте сказать фра зу совсем простенько, как в жизни, и вы убедите нас. Актер пытается выполнить задание, «поставленный» голос его теряет свою бархатистость, звон меди, звучит обы денно, по-домашнему. — Ну, вот — совсем плохо получи лось, — недовольный собой, огорчается актер, — ведь это же несценично, Веоа Павловна, где же красота театраль ной речи? — Красота — в жизненной достовер ности, в богатстве обертонов, в контраст ности тонов, так многообразных в нашей жизни. Вы сами не замечаете, как обед няете себя, пользуясь только поставлен ными звуками. Шепот влюбленной пары и призывная речь с трибуны, виз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2