Сибирские огни, 1957, № 1
В дальнейшем не раз будет возвра щаться В. Редлих к «экспозиционным» беседам о социальной значимости того или иного персонажа, о его месте в спек такле, но лишь в том случае, если это нужно, если без этого роль или какое- либо место ее непонятно, не получается, развивается не в том направлении. 5 Следующий традиционный этап рабо ты — застольный период, он же в этюд ном методе именуется «разведкой умом». На репетициях В. Редлих этот этап бывает очень коротким. Одна-две репети ции, не более, посвящаются расшифров ке помыслов персонажей и поводов для совершения поступков, кроющихся за ав торским текстом. Затем Вера Павловна говорит: — Мало толку, глядя в тетрадку с ролью, изображать действия. Действия нужно совершать. А как можно это де лать, общаясь с тетрадкой, а не с парт нером, сидя за столом, а не двигаясь? Поэтому к следующей репетиции поду чите текст, не дословно, а по мыслям, гак, чтобы с помощью суфлера можно было разговаривать, начать действо вать... Казалось бы, застольный период за кончен, наступает время опробований, этюдов, поисков мизансцен. Но вот ка кое-то место не получается, и вновь по является стол, и актеры рассаживаются вокруг него. Так произошло, например, на одной из репетиций «Села Степанчи- кова» в сцене, где Фома Опискин развле кает общество «приятной литературной беседой». Фома всемерно стремится вы казать себя глубокомысленным и масти тым. При этом он плетет ужасную околе сицу: о селянине, благославляющем свое рабство, о соединении мужика и вельмо жи, «столь разъединенных на ступенях общества, в добродетели», и т. п. Дейст венная задача монолога исполнителю была ясна — показать присутствующим свой ум и образованность. Но этого ока залось мало. Речь оставалась скучным вставным эпизодом. Кто-то даже предло жил эту сцену вычеркнуть. Тогда-то В. Редлих и вернулась к работе за сто лом. Она рассказала о литературных те чениях эпохи Достоевского, о сущности сентиментализма Карамзина и карамзи нистов, о реакционных установках пра вящих кругов пропагандировать классо вый мир, пейзанскую литературу. Каж дый из участников сцены, согласно об разу мыслей своего персонажа, избрал гу или иную точку зрения. В речи Фомы— Бирюкова появилась глубокая осмысленность, убежденность, а реакция окружающих — возгласы одо брения, восхищения — подогревали его красноречие, и сцена зажила, зазву чала... 6 Значительное место на репетициях уделяет В. Редлих работе над словом. — Перед нами белый лист бумаги с черненькими значочками. Значки скла дываются в слова, слова в предложения. Кажется, просто. А какая напряженная жизнь кроется за этим. Как в трудном ребусе, мы должны расшифровать и вос произвести на сцене мысли и действс- вания, втиснутые полиграфической ма шиной в этот обыкновенный лист бу маги. Так начинает Вера Павловна очеред ную репетицию. — В слове — огромная сила. Сло вом — можно убить человека, можно осчастливить, можно призвать, заста вить, умолять, отвергнуть, потребовать: словом — можно действовать. У драма тического актёра нет более сильного, выразительного средства, чем слово. Жесты, мимика, пластика — в конечном счете, средства вспомогательные. Ученица известного преподавателя художественного слова профессора Е. Са- рычевой, В. Редлих сама длительное время преподавала сценическую речь. У нее большой опыт и значительный за пас знаний в этой области. — Мы не можем мириться, чтобы со сцены звучала вялая, дряблая речь, чтобы тусклым тонированием, небреж ным произношением коверкались и обеднялись мысли драматурга. В своих установках В. Редлих проти воположна распространенному среди многих режиссеров убеждению, что «интонацию искать не нужно. Интона- ция-де придет сама собой, если актер бу дет целенаправленно действовать». Да, действительно, интонация приходит. Но какая? Зайдите в любой театр и вы услышите рваную, рубленую речь, не верные логические ударения, крохот ный голосовой диапазон актеров. Вы услышите монотонную, бубнящую, яко бы «правдивую» речь артистов, воспи танных в пренебрежении к кропотливой работе над словом, к поискам яркого то нирования. В самых патетических местах актер прикрывает свое неумение пользо ваться богатством речевой выразитель ности то хриплым шепотом, то выкри ком. Мнимое правдоподобие таких инто наций далеко от большой сценической правды. «Звезды, вызов вам бросаю!» — за дыхаясь, полушепотом выдавит иной Ромео; «Я дом сожгу!» — брякнет с размаху в финале своего знаменитого монолога какой-нибудь исполнитель ро ли Андрея Белугина, и вы не увидите за их словами ни бесконечно высоких, недосягаемых звезд, ни пылающего дома. Призывая актеров систематически тренировать свой речевой аппарат в процессе домашней работы, В. Редлих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2