Сибирские огни, 1957, № 1
пустина), — продрогшая, усталая, она полна веры в свои силы, в свое призва ние, она духовно выросла, и рядом с ней особенно ясна опустошенность мятуще гося. не нашедшего своего пути в жизни писателя-неудачника Константина Треп- лева. Постановка «Чайки» Чехова (ре жиссеры В. Редлих и В. Дени), новое прочтение образа Нины Заречной яви лось значительным событием в сцениче ской жизни пьесы. Показательна работа В. Редлих сов местно с режиссером В. Дени над моло дежным спектаклем по пьесе Ю. Егорова и Г. Победоносцева «Три солдата». Храбро сражались на фронте друзья— Бабашкин и Поваров. После войны оба приехали в деревню, где живут их люби мые девушки. Бабашкин приехал сюда навсегда, жить и работать (он стал зоо техником), любит он глубоко и целомуд ренно, а Поваров заехал наспех, чтобы сосватать приглянувшуюся девчоночку. Бабашкин завоевывает любимую, свадь ба Поварова откладывается. Такова не сложная концепция этой линии пьесы. — Мы должны утверждать своим спектаклем победу сильного, глубокого чувства, — говорила Вера Павловна, и осудить легкомысленное, несерьезное отношение к любви. Режиссер добивался, чтобы эта мысль проявлялась и в поступках, и в характе рах, и во внешнем облике героев. Бабашкин, волевой, решительный командир, впоследствии — новатор кол хозного строительства, был наделен та кими чертами, как застенчивость, наив ность в личных взаимоотношениях. Даже некоторая угловатость молодого испол нителя была прекрасно обытрана, стала неотъемлемой частью образа. Когда на генеральной репетиции актер решил приукрасить себя, наложил «красивый» грим, завил волосы, Вера Павловна воскликнула: — Ни в коем случае! Никакой внеш ней красивости! Самый обыкновенный паренек, ничего яркого, броского! Простой, неловкий в личных делах и решительный в вопросах общественных, Константин Бабашкин вызывал горячие симпатии зрителей. Зато в обрисовке Поварова краски бы ли предельно сгущены. Вначале он пред ставал балагуром, рубахой-парнем. Ис полнитель вместе с режиссерами искали лукавый задор, веселый, шутейный тон. Затем, по прошествии времени Поваров, ставший Героем Советского Союза, по являлся в новеньком, с иголочки костю ме, ловкий и подтянутый, с повадками покорителя женских сердец. Легко и бездумно предлагает он Саше стать его женой. Вмешательство Саши ного отца предотвращает поспешный, необдуманный шаг. Досада незадачливо го жениха, громкий, в голос плач не весты вызывали дружный хохот зрите лей. Со всей своей славой и внешней импозантностью Поваров представал смешным и пустоватым малым. Так, в отборе изобразительных средств проявилась художественная установка режиссера. Вполне вероятно, что те же сцены под влиянием иных взглядов могли бы прозвучать и слащаво и сенти ментально. Представляет интерес трактовка обра за Карандышева, осуществленная в спек такле «Бесприданница». А. Островский выписал роль Каранды шева многогранно. Авторское отношение к образу двояко. Развивая традиционную тему маленького человека, Островский показывает своего героя в столкновении с миром кнуровых— вожеватовых, где Карандышев не может не вызвать сочув ствия, как человек, достоинство которого поругано. И, с другой стороны, Каран дышев берет невесту, зная, что она его не любит, из форса заставляет ее пере живать унижения и в конце концов, по винуясь порыву собственнического чув ства, убивает ее. Разумеется, подобные поступки отталкивают нас от человека, самолюбие, эгоизм которого не знают границ. Карандышева с полным основа нием можно отнести к числу жертв «тем ного царства», исковеркавшего его ду шу. Такая трактовка будет закономерна, возможности ее осуществления заложе ны в драматургическом материале. Во многих спектаклях роль так и играется. Виновата ли Лариса, что ищет настоя щей любви, что тянется к лучшему, светлому и в конце концов отвергает притязания ничтожного Карандышева? Нет. Виноват ли Карандышев, что по- своему понимая счастье — быть на виду, иметь собственный выезд и красавицу жену, быть на равной ноге с денежными воротилами, что он, добиваясь этого все ми силами, после краха всех надежд в ослеплении ярости направляет месть не в том направлении — убивает существо, еще более несчастное, чем он сам? Нет. Кто же виновен в трагедии этих малень ких людей? Общество, строй — царство «бессердечного чистогана». Убедительно такое объяснение? Убедительно. Один из исполнителей был склонен именно к та кой трактовке пьесы и своей роли. Ка ково же было его удивление, когда на очередной репетиции В. П. Редлих, по няв, что он стремится к оправданию своего героя, решительно запротесто вала. — В отличие от своих предшествен ников тему маленького человека Остров ский решает по-новому. В «Беспоияан- нице» перед нами целая галерея малень ких людей. Вслед за автором мы должны либо осудить их, либо возможно ярче выявить их борьбу против духовного по рабощения человека. Не всякий малень кий человек достоин сочувствия. Напу- шая все нормы мещанской морали, Ла риса бежит от ничтожного жениха с лю бимым человеком. Превыше всего она
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2