Сибирские огни, 1957, № 1

пустина), — продрогшая, усталая, она полна веры в свои силы, в свое призва­ ние, она духовно выросла, и рядом с ней особенно ясна опустошенность мятуще­ гося. не нашедшего своего пути в жизни писателя-неудачника Константина Треп- лева. Постановка «Чайки» Чехова (ре­ жиссеры В. Редлих и В. Дени), новое прочтение образа Нины Заречной яви­ лось значительным событием в сцениче­ ской жизни пьесы. Показательна работа В. Редлих сов­ местно с режиссером В. Дени над моло­ дежным спектаклем по пьесе Ю. Егорова и Г. Победоносцева «Три солдата». Храбро сражались на фронте друзья— Бабашкин и Поваров. После войны оба приехали в деревню, где живут их люби­ мые девушки. Бабашкин приехал сюда навсегда, жить и работать (он стал зоо­ техником), любит он глубоко и целомуд­ ренно, а Поваров заехал наспех, чтобы сосватать приглянувшуюся девчоночку. Бабашкин завоевывает любимую, свадь­ ба Поварова откладывается. Такова не­ сложная концепция этой линии пьесы. — Мы должны утверждать своим спектаклем победу сильного, глубокого чувства, — говорила Вера Павловна, и осудить легкомысленное, несерьезное отношение к любви. Режиссер добивался, чтобы эта мысль проявлялась и в поступках, и в характе­ рах, и во внешнем облике героев. Бабашкин, волевой, решительный командир, впоследствии — новатор кол­ хозного строительства, был наделен та­ кими чертами, как застенчивость, наив­ ность в личных взаимоотношениях. Даже некоторая угловатость молодого испол­ нителя была прекрасно обытрана, стала неотъемлемой частью образа. Когда на генеральной репетиции актер решил приукрасить себя, наложил «красивый» грим, завил волосы, Вера Павловна воскликнула: — Ни в коем случае! Никакой внеш­ ней красивости! Самый обыкновенный паренек, ничего яркого, броского! Простой, неловкий в личных делах и решительный в вопросах общественных, Константин Бабашкин вызывал горячие симпатии зрителей. Зато в обрисовке Поварова краски бы­ ли предельно сгущены. Вначале он пред­ ставал балагуром, рубахой-парнем. Ис­ полнитель вместе с режиссерами искали лукавый задор, веселый, шутейный тон. Затем, по прошествии времени Поваров, ставший Героем Советского Союза, по­ являлся в новеньком, с иголочки костю­ ме, ловкий и подтянутый, с повадками покорителя женских сердец. Легко и бездумно предлагает он Саше стать его женой. Вмешательство Саши­ ного отца предотвращает поспешный, необдуманный шаг. Досада незадачливо­ го жениха, громкий, в голос плач не­ весты вызывали дружный хохот зрите­ лей. Со всей своей славой и внешней импозантностью Поваров представал смешным и пустоватым малым. Так, в отборе изобразительных средств проявилась художественная установка режиссера. Вполне вероятно, что те же сцены под влиянием иных взглядов могли бы прозвучать и слащаво и сенти­ ментально. Представляет интерес трактовка обра­ за Карандышева, осуществленная в спек­ такле «Бесприданница». А. Островский выписал роль Каранды шева многогранно. Авторское отношение к образу двояко. Развивая традиционную тему маленького человека, Островский показывает своего героя в столкновении с миром кнуровых— вожеватовых, где Карандышев не может не вызвать сочув­ ствия, как человек, достоинство которого поругано. И, с другой стороны, Каран­ дышев берет невесту, зная, что она его не любит, из форса заставляет ее пере­ живать унижения и в конце концов, по­ винуясь порыву собственнического чув­ ства, убивает ее. Разумеется, подобные поступки отталкивают нас от человека, самолюбие, эгоизм которого не знают границ. Карандышева с полным основа­ нием можно отнести к числу жертв «тем­ ного царства», исковеркавшего его ду­ шу. Такая трактовка будет закономерна, возможности ее осуществления заложе­ ны в драматургическом материале. Во многих спектаклях роль так и играется. Виновата ли Лариса, что ищет настоя­ щей любви, что тянется к лучшему, светлому и в конце концов отвергает притязания ничтожного Карандышева? Нет. Виноват ли Карандышев, что по- своему понимая счастье — быть на виду, иметь собственный выезд и красавицу жену, быть на равной ноге с денежными воротилами, что он, добиваясь этого все­ ми силами, после краха всех надежд в ослеплении ярости направляет месть не в том направлении — убивает существо, еще более несчастное, чем он сам? Нет. Кто же виновен в трагедии этих малень­ ких людей? Общество, строй — царство «бессердечного чистогана». Убедительно такое объяснение? Убедительно. Один из исполнителей был склонен именно к та­ кой трактовке пьесы и своей роли. Ка­ ково же было его удивление, когда на очередной репетиции В. П. Редлих, по­ няв, что он стремится к оправданию своего героя, решительно запротесто­ вала. — В отличие от своих предшествен­ ников тему маленького человека Остров­ ский решает по-новому. В «Беспоияан- нице» перед нами целая галерея малень­ ких людей. Вслед за автором мы должны либо осудить их, либо возможно ярче выявить их борьбу против духовного по­ рабощения человека. Не всякий малень­ кий человек достоин сочувствия. Напу- шая все нормы мещанской морали, Ла­ риса бежит от ничтожного жениха с лю­ бимым человеком. Превыше всего она

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2