Сибирские огни, 1957, № 1
массовых, или народных сцен. Создать впечатление, что на сцене много народу, имея в распоряжении весьма ограничен ное количество артистов, — задача не легкая в условиях периферийного теат ра. Только в том случае, если и режис сер и артисты одинаково будут увлече ны, заинтересованы в убедительном ре шении массовой сцены, может быть до стигнут успех. В спектакле по пьесе Ю. Егорова и Г. Победоносцева «Три солдата» есть картина, где толпа деву- шек-колхозниц окружает вновь прибыв шего зоотехника. Что и говорить, актри сы, получившие «роли» почти без слов, были немало этим огорчены. Начались репетиции. — Откуда вы идете, какой «шлейф прошлого» вы несете за собой? — обра тилась с вопросом к исполнительницам Вера Павловна. — С удачной рыбной ловли, — уны ло отвечали они. — Вот и прекрасно. Возьмите невод— вон ту палку, несите ведро с уловом. Од на из вас сорвала с другой косынку и убегает, дразнит. В суматохе опрокину ли ведро. Рыба, еще живая, скользкая, бьется. Собирайте! Поднялась веселая возня. Шум, смех, взвизги. Солидные рыбачки, несущие «невод», неодобрительно покачивают го ловой, глядя на резвящихся. Эту кутерь му застает зоотехник Бабашкин — пер вый молодой мужчина, вернувшийся после войны на село. Его встречают кто смущенно, кто радостно, кто задорно и лукаво. Картина стала одной из самых живых в спектакле, исполнительницы просто влюбились в нее и всегда с удо вольствием играли. А зрителю и в голо ву не приходило, что на сцене маловато народу — действующий актер восполнил этот недостаток. 2 — Какой из наших спектаклей вы мо жете поставить в ряд лучших достиже ний театрального года? —- Ни один. — Как так? Ведь вы только что гово рили о мастерстве режиссеров и актеров, о глубоком психологическом вскрытии характеров, о редкостном ансамбле, до стигнутом в ряде наших спектаклей? Вы непоследовательны! — Неправда. Я отмечал и ценю все эти качества ваших .работ, но есть одно препятствие, мешающее вашему театру войти в число лучших творческих кол лективов страны. — Какое же? — Ваши спектакли несовременны. — Позвольте' Из семи просмотрен ных вами спектаклей пять рассказывают о нашем сегодняшнем дне, они, так ска зать, только что из-под пера драматурга, составляют основу репертуара. — Это ничего не значит. Вы умудряе тесь самую современную пьесу прочесть с позиций прошлого, и даже не передо вого прошлого. По-видимому, в вашем коллективе слабовато обстоит дело с про пагандой марксистско-ленинской эстети ки, а у ваших режиссеров явно устаре лый эстетический идеал. Не буду называть города и театра, где произошел этот разговор между кри тиком и актером. Не это важно. Важнс, что в практической деятельности худож ника его представления о красоте, о том, какие нормы жизни, какие человеческие ценности он будет утверждать, имеют ос новополагающее значение. Совпадает ли эстетический идеал режиссера, артиста с общественным идеалом эпохи — в этом причина побед или поражений ху дожника, вне зависимости от степени его мастерства. — Ваш спектакль сладенький. Вы все стремитесь пригладить. Слезливая сентиментальность ваша никому не нуж на. Какой убийственный отзьгв! Худшего не придумаешь в оценке творчества. — Наш современный герой, — гово рила как-то В. Редлих, — не может быть закован в латы рыцаря без страха и упрека. Не можем мы показывать людей припомаженных и выутюженных. Но не верно было бы вдаться и в другую край ность — копаться в болезненных изло мах психологии, выискивать повод для умышленной дискредитации героя, — мол, от этого он будет более правдопо добным. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!» Помните эти слова Гёте? Пре красен тот, кто борется за лучшую жизнь. Пускай у него будут некрасивое лицо и неуклюжие манеры. От этого мы не будем его меньше любить. Такое понимание человеческой цен ности определяет творческую установку В. Редлих. Будет ли осужден герой или поднят на пьедестал, какие людские взаимоотношения будут пропагандиро ваться, а что будет безжалостно отверг нуто, как чуждое нашему времени, — все это рассматривается с точки зрения полезности делу строительства новой жизни. Творческим устремлениям В. Редлих оказалась очень близкой трактовка центрального образа «Чайки» А. П. Че хова, предложенная в свое время В. Ер миловым. Не повесть о разбитой жизни, а рассказ о мужественном таланте Нины Заречной — таков замысел и таково вы полнение этой пьесы. Через тяжелые испытания, через горе чи неудач и поражений пронесла Нина Заречная любовь к искусству. Она вы стояла в борьбе. Душевные силы ее за калились потому, что она имела ясную цель в жизни. Не сломленной и не утом ленной жизненными невзгодами пред ставала в финальной сцене Нина (В. Ка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2