Сибирские огни, 1957, № 1

массовых, или народных сцен. Создать впечатление, что на сцене много народу, имея в распоряжении весьма ограничен­ ное количество артистов, — задача не­ легкая в условиях периферийного теат­ ра. Только в том случае, если и режис­ сер и артисты одинаково будут увлече­ ны, заинтересованы в убедительном ре­ шении массовой сцены, может быть до­ стигнут успех. В спектакле по пьесе Ю. Егорова и Г. Победоносцева «Три солдата» есть картина, где толпа деву- шек-колхозниц окружает вновь прибыв­ шего зоотехника. Что и говорить, актри­ сы, получившие «роли» почти без слов, были немало этим огорчены. Начались репетиции. — Откуда вы идете, какой «шлейф прошлого» вы несете за собой? — обра­ тилась с вопросом к исполнительницам Вера Павловна. — С удачной рыбной ловли, — уны­ ло отвечали они. — Вот и прекрасно. Возьмите невод— вон ту палку, несите ведро с уловом. Од­ на из вас сорвала с другой косынку и убегает, дразнит. В суматохе опрокину­ ли ведро. Рыба, еще живая, скользкая, бьется. Собирайте! Поднялась веселая возня. Шум, смех, взвизги. Солидные рыбачки, несущие «невод», неодобрительно покачивают го­ ловой, глядя на резвящихся. Эту кутерь­ му застает зоотехник Бабашкин — пер­ вый молодой мужчина, вернувшийся после войны на село. Его встречают кто смущенно, кто радостно, кто задорно и лукаво. Картина стала одной из самых живых в спектакле, исполнительницы просто влюбились в нее и всегда с удо­ вольствием играли. А зрителю и в голо­ ву не приходило, что на сцене маловато народу — действующий актер восполнил этот недостаток. 2 — Какой из наших спектаклей вы мо­ жете поставить в ряд лучших достиже­ ний театрального года? —- Ни один. — Как так? Ведь вы только что гово­ рили о мастерстве режиссеров и актеров, о глубоком психологическом вскрытии характеров, о редкостном ансамбле, до­ стигнутом в ряде наших спектаклей? Вы непоследовательны! — Неправда. Я отмечал и ценю все эти качества ваших .работ, но есть одно препятствие, мешающее вашему театру войти в число лучших творческих кол­ лективов страны. — Какое же? — Ваши спектакли несовременны. — Позвольте' Из семи просмотрен­ ных вами спектаклей пять рассказывают о нашем сегодняшнем дне, они, так ска­ зать, только что из-под пера драматурга, составляют основу репертуара. — Это ничего не значит. Вы умудряе­ тесь самую современную пьесу прочесть с позиций прошлого, и даже не передо­ вого прошлого. По-видимому, в вашем коллективе слабовато обстоит дело с про­ пагандой марксистско-ленинской эстети­ ки, а у ваших режиссеров явно устаре­ лый эстетический идеал. Не буду называть города и театра, где произошел этот разговор между кри­ тиком и актером. Не это важно. Важнс, что в практической деятельности худож ­ ника его представления о красоте, о том, какие нормы жизни, какие человеческие ценности он будет утверждать, имеют ос­ новополагающее значение. Совпадает ли эстетический идеал режиссера, артиста с общественным идеалом эпохи — в этом причина побед или поражений ху ­ дожника, вне зависимости от степени его мастерства. — Ваш спектакль сладенький. Вы все стремитесь пригладить. Слезливая сентиментальность ваша никому не нуж­ на. Какой убийственный отзьгв! Худшего не придумаешь в оценке творчества. — Наш современный герой, — гово­ рила как-то В. Редлих, — не может быть закован в латы рыцаря без страха и упрека. Не можем мы показывать людей припомаженных и выутюженных. Но не­ верно было бы вдаться и в другую край­ ность — копаться в болезненных изло­ мах психологии, выискивать повод для умышленной дискредитации героя, — мол, от этого он будет более правдопо­ добным. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!» Помните эти слова Гёте? Пре­ красен тот, кто борется за лучшую жизнь. Пускай у него будут некрасивое лицо и неуклюжие манеры. От этого мы не будем его меньше любить. Такое понимание человеческой цен­ ности определяет творческую установку В. Редлих. Будет ли осужден герой или поднят на пьедестал, какие людские взаимоотношения будут пропагандиро­ ваться, а что будет безжалостно отверг­ нуто, как чуждое нашему времени, — все это рассматривается с точки зрения полезности делу строительства новой жизни. Творческим устремлениям В. Редлих оказалась очень близкой трактовка центрального образа «Чайки» А. П. Че­ хова, предложенная в свое время В. Ер­ миловым. Не повесть о разбитой жизни, а рассказ о мужественном таланте Нины Заречной — таков замысел и таково вы­ полнение этой пьесы. Через тяжелые испытания, через горе­ чи неудач и поражений пронесла Нина Заречная любовь к искусству. Она вы­ стояла в борьбе. Душевные силы ее за­ калились потому, что она имела ясную цель в жизни. Не сломленной и не утом­ ленной жизненными невзгодами пред­ ставала в финальной сцене Нина (В. Ка­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2