Сибирские огни, 1957, № 1
лежит работа с актером. Только вместе с актерэм и через актера сможет режис сер выявить свой замысел. Задача ре жиссера — чутко подводить дразнящи ми, манящими образами к пробуждению творческой активности исполнителя. Лишь этим путем можно придти к взвол нованности спектакля, к горящим глазам исполнителя... Случается иной раз, что уже с первой репетиции, с так называемой экспозиции режиссера, спектакль определен по фор ме и содержанию. Разве может это сде лать режиссер один, без учета творче ского вклада своих товарищей по рабо те — актеров? Конечно, нет. И, однако, иной режиссер только то и делает, что в течение всего репетиционного периода «втискивает» актера в рамки своего за мысла. Как бы ни старался исполнитель самым добросовестнейшим образом оп равдать навязанное, неправда его пове дения будет отчетливо видна. У В. П. Редлих в большинстве случаев есть свой первоначальный замысел спек такля, ролей, свой рисунок мизансцен. Но замысел этот осуществляется лишь в том случае, если он станет общим и для режиссера и для актеров. При поста новке шекспировского «Гамлета» глубо кий смысл имело задуманное режиссе ром непосредственное столкновение ко роля Клавдия с Гамлетом в сцене «мы шеловки». Сцена отравления, • разыгран ная актерами по просьбе принца, вызы вает смятение короля. В ужасе, понимая, что его преступление раскрыто, Клавдий сбегает по лестнице и неожиданно лицом к лицу сталкивается с Гамлетом. Корот кая пауза. Не выдерживая грозного, ис пытующего взгляда, Клавдий содрогает ся, отступает и под торжествующий хохот Гамлета скрывается. Режиссеру удалось настолько выразительно по строить это столкновение, что мизансце на приобрела значение широкого обоб щения: преступление и возмездие, свет и тьма, добро и зло сдвинулись лоб о лоб. Раскрывая в динамике самую сущ ность события, мизансцена убеждает потому, что исполняется о р г а н и ч н о . Секрет ее убедительности — в глубокой внутренней убежденности исполнителей. В данном случае это достигнуто как итог единого замысла режиссера и акте ров. В коллективном пооцессе творчества не важно, кто внес предложение, важно его обсудить, проверить — помогает ли оно наиболее яркому воплощению сце ны. Режиссер оставляет за собой право отобрать из ряда предложений наилуч шее. В отборе изобразительных средств скажется и талант и мастерство ре жиссера, отбор придаст стройный, худо жественно единый характер спектаклю, избавит его от возможной эклектики ре шения. Но не приведет ли такой путь к серости, безликости спектакля, не обед нит ли его форму? Да, если актерское предложение не будет подхвачено ре жиссером, не будет театрально укрупне но и не войдет таким образом органи чески в ткань спектакля. И — нет, если работа протекает в атмосфере содруже ства. Когда в последнем акте «Беслридан яицы» оскорбленная и отвергнутая лю бимым человеком Лариса осталась на сцене одна и когда вдруг за кулисами грянул разудалый цыганский хор, испол нительница инстинктивно вздрогнула и отшатнулась. — Прекрасно! — воскликнула из за ла Вера Павловна, — бегите, бегите от всей этой цыганщины, от безобразной продажной жизни. < — Позвольте, Вера Павловна, — возразила исполнительница, — куда же я побегу? За кулисы? — А мы повернем вам круг, — ре шил режиссер, и так родилась одна из самых впечатляющих мизансцен спек такля. ...Лариса бежит от места последнего свидания с Паратовым, круг трогается, проплывает крутой берег Волги, деревья, скамеечки бульвара. Лариса все идет и идет, и только когда хор замирает в от далении, смолкают голоса веселящейся компании, в полном изнеможении опу скается на ступеньку лесенки. Наконец одна... В спектакле по повести Ф. Достоев ского «Село Степанчиково и его обита тели» есть сцена, которая всегда вызы вает оживленную реакцию зрительного зала. Славная девочка Саша подымает голос против гнусного угнетателя и хан жи Фомы Опискина. Добросовестно по работав над логикой поведения Саши, режиссер и исполнительница убедились, что гневный монолог девочки обращен непосредственно к генеральше, боготво рящей Фому Фомича. Лишь только за звучали слова «в адрес», как возникла ответная реакция: генеральша Двинулась на дерзкую, грозно стуча палкой, сле дом — приживалки. Едва наметившееся движение режиссер превратил в целый проход, на помощь пришли свет, костюм, и в итоге получилась выразительная, символическая группировка: на одной по ловине сцены — Саша в окружении со чувствующих ей людей, на другой — надвигающиеся, мрачные в своих тем ных одеждах фигуры. Между враждеб ными группами мечется, пытаясь всех примирить, «прекраснодушный» полков ник Ростанев. Светлый луч прожектора ярко освещает розовое платьице, бело курые волосы, свеокающие гневом глаза Саши, лица генеральши и приживалок мертвенны под желтым снопом света. Убедительное пластическое и колорит ное решение сцены достигнуто в резуль тате дружных совместных усилий режис сера и исполнителей. Немало трудностей претерпевают ре жиссеры при постановке так называемых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2