Сибирские огни, 1957, № 1
И с г?ц с —- J1. БАЛАНДИН Режиссер Вера Редлих и работе с исполнительским комективои Серьезные опасения за судьбы совет ского театрального искусства вызвал по ток серых безликих спектаклей, запол нивших в последние годы сцены театров. Режиссеры этих спектаклей уверяли, что работают они по системе К. С. Стани славского, в традициях МХАТа, методом физических действий. Некоторые выска зывались в связи с этим, что устарела сама система, что на смену режиссеру- воспитателю коллектива должен придти режиссер-постановщик. При этом яркий замысел, необычность решения спектак ля об ’являлись исключительно привиле гией режиссера-постановщика. Конечно, смешно подозревать К. С. Станиславско го в приверженности к серости и безли кости, для этого достаточно вспомнить хотя бы некоторые из его постановок. И все же такие голоса раздавались. Доугие не отрицали, что открытия К. С. Станиславского в области методи ки работы с исполнительским коллекти вом — замечательны и плодотворны, но оспаривали возможность их применения в живой театральной практике. До сих пор можно услышать: — То, что под силу МХАТу, этой ла боратории сценического искусства, что можно делать в условиях работы круп ных столичных театров, то невозможно в условиях основной массы театральных коллективов страны. Бесспорно, условия работы перифе рийных театров значительно отличаются от столичных. Сжатые репетиционные сроки, необходимость выпустить премье ру к точно назначенному числу ограни чивают возможность эксперимента. Не большой состав группы, сравнительно небольшой контингент зрителей — осо бенно остро ставят проблему актерского перевоплощения. Необходимость каждо му режиссеру ставить самые разноплан ные спектакли, скромные постановочные возможности — вот далеко не полный перечень этих особенностей. Но ведь ни Станиславский, ни Неми рович-Данченко никогда и не предпола гали, что предложенные ими методы можно механически перенести в любые условия. Наоборот, они постоянно под черкивали, что подходить к решению этой задачи можно только творчески, применительно к условиям данного теат рального коллектива. До удивления мало написано о прак тике работы режиссера периферийного театра. Обычно театроведы ограничи ваются констатацией факта стирания граней между театрами столицы и пери ферии, анализируют результаты работы режиссеров. И только. Процесс работы над спектаклем остается вне поля их зрения. Тот факт, что в новосибирском театре «Красный факел» в течение четверти ве ка работает режиссер, добивающийся значительных успехов как в постановке отдельных спектаклей, так и в воспита нии коллектива в целом, что при этом он всецело опирается на творческий опыт К. С. Станиславского, В. И. Немировича- Данченко и их последователей, вызывает вполне законный интерес. Не претендуя на полноту освещения большой темы, автор стремился дать лишь некоторое представление о путях творческого применения наследия К. С. Станиславского в практике главного ре жиссера театра «Красный факел» В. П. Редлих. 1 Писатель, живописец, композитор со здают свои произведения в одиночку, редко — вдвоем и уж совсем редко — втроем. Иное дело театр. Как бы талант ливо и всесторонне ни продумал режис сер будущий спектакль, как бы требова тельно и кропотливо ни добивался вопло щения своих видений, если замысел ре жиссера не станет замыслом йктера, если не будет достигнута взаимосвязь всех компонентов театрального поедставле- ния — не получится иллюзии подлинной жизнр. «Театр — искусство коллектив ное», — гласит один из важнейших прин ципов К. С. Станиславского. Артист — полноправный сотоварищ режиссеоа в прочтении роли, пьесы, во всем процессе работы. Совершенно сппаведливо однаж ды заметила В. П. Редлих: — В основе работы над спектаклем 10. «Сибирские огни» № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2