Сибирские огни, 1957, № 1

И с г?ц с —- J1. БАЛАНДИН Режиссер Вера Редлих и работе с исполнительским комективои Серьезные опасения за судьбы совет­ ского театрального искусства вызвал по­ ток серых безликих спектаклей, запол­ нивших в последние годы сцены театров. Режиссеры этих спектаклей уверяли, что работают они по системе К. С. Стани­ славского, в традициях МХАТа, методом физических действий. Некоторые выска­ зывались в связи с этим, что устарела сама система, что на смену режиссеру- воспитателю коллектива должен придти режиссер-постановщик. При этом яркий замысел, необычность решения спектак­ ля об ’являлись исключительно привиле­ гией режиссера-постановщика. Конечно, смешно подозревать К. С. Станиславско­ го в приверженности к серости и безли­ кости, для этого достаточно вспомнить хотя бы некоторые из его постановок. И все же такие голоса раздавались. Доугие не отрицали, что открытия К. С. Станиславского в области методи­ ки работы с исполнительским коллекти­ вом — замечательны и плодотворны, но оспаривали возможность их применения в живой театральной практике. До сих пор можно услышать: — То, что под силу МХАТу, этой ла­ боратории сценического искусства, что можно делать в условиях работы круп­ ных столичных театров, то невозможно в условиях основной массы театральных коллективов страны. Бесспорно, условия работы перифе­ рийных театров значительно отличаются от столичных. Сжатые репетиционные сроки, необходимость выпустить премье­ ру к точно назначенному числу ограни­ чивают возможность эксперимента. Не­ большой состав группы, сравнительно небольшой контингент зрителей — осо­ бенно остро ставят проблему актерского перевоплощения. Необходимость каждо­ му режиссеру ставить самые разноплан­ ные спектакли, скромные постановочные возможности — вот далеко не полный перечень этих особенностей. Но ведь ни Станиславский, ни Неми­ рович-Данченко никогда и не предпола­ гали, что предложенные ими методы можно механически перенести в любые условия. Наоборот, они постоянно под­ черкивали, что подходить к решению этой задачи можно только творчески, применительно к условиям данного теат­ рального коллектива. До удивления мало написано о прак­ тике работы режиссера периферийного театра. Обычно театроведы ограничи­ ваются констатацией факта стирания граней между театрами столицы и пери­ ферии, анализируют результаты работы режиссеров. И только. Процесс работы над спектаклем остается вне поля их зрения. Тот факт, что в новосибирском театре «Красный факел» в течение четверти ве­ ка работает режиссер, добивающийся значительных успехов как в постановке отдельных спектаклей, так и в воспита­ нии коллектива в целом, что при этом он всецело опирается на творческий опыт К. С. Станиславского, В. И. Немировича- Данченко и их последователей, вызывает вполне законный интерес. Не претендуя на полноту освещения большой темы, автор стремился дать лишь некоторое представление о путях творческого применения наследия К. С. Станиславского в практике главного ре­ жиссера театра «Красный факел» В. П. Редлих. 1 Писатель, живописец, композитор со­ здают свои произведения в одиночку, редко — вдвоем и уж совсем редко — втроем. Иное дело театр. Как бы талант­ ливо и всесторонне ни продумал режис­ сер будущий спектакль, как бы требова­ тельно и кропотливо ни добивался вопло­ щения своих видений, если замысел ре­ жиссера не станет замыслом йктера, если не будет достигнута взаимосвязь всех компонентов театрального поедставле- ния — не получится иллюзии подлинной жизнр. «Театр — искусство коллектив­ ное», — гласит один из важнейших прин­ ципов К. С. Станиславского. Артист — полноправный сотоварищ режиссеоа в прочтении роли, пьесы, во всем процессе работы. Совершенно сппаведливо однаж­ ды заметила В. П. Редлих: — В основе работы над спектаклем 10. «Сибирские огни» № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2