Сибирские огни, 1957, № 1

Д е л а и л ю д и ■ ------------------ В. САПОЖНИКОВ в степи О ч е р к 1 . Д О РО ГА Д А Л ЬН Я Я Кем бы ни стал человек: инженером, писателем, министром, он всегда с чув­ ством радостного волнения вспоминает время, когда судьба сажала его в товар­ ный вагон и везла куда-нибудь очень да­ леко, где требовались молодые сильные руки и задорные, неустающие сердца. Когда люди едут в товарных вагонах, значит, у них большое дело. В биографии любого человека есть период товарных вагонов, и кто не испытал страдной жиз­ ни воина, кто не работал сверх сил и не 'обедал одной порцией винегрета на двоих, тот, наверное, прошел где-то в стороне от больших событий нашего века. ...Эшелон кемеровской молодежи от­ правился в начале августа 1956 года в Хакассию на уборку урожая. В нашем эшелоне все было так же, как и в десят­ ках других, отправлявшихся в этом году на целину: стены вагонов пестрели ло­ зунгами, в окна были видны сотни моло­ дых веселых лиц, звенели песни, а до­ рожный ветер подхватывал их и разно­ сил над пробегающими мимо лесами, по­ лями... В городах наш красный эшелон неред­ ко встречали оркестром и принимали на первый путь. Машинист еще не успевал как следует остановить поезд, а перрон уже клокотал весельем, шумом, песнями. Впрочем, кутерьма, танцы возникали во­ круг эшелона даже и в том случае, если нас встречали без оркестра и загоняли на какой-нибудь десятый путь между цистернами с мазутом и углярками. Как ухитрялись танцевать между двух путей десятки пар, трудно понять, но, видимо, когда радость брызжет через край, мож­ но ухитриться танцевать и на обломке шпалы... Вот и Красноярский край... Такие же, как и у нас, в Кузбассе, березки, степь, но и городов немало, а кое-где поднима­ лись в небо черные конусы терриконни- ков. Проехали станции с несколько не­ обычными названиями — Шира, Сон, Ужур, а на другое утро мы, проснув­ шись, сразу поняли, что заехали в Ха­ кассию: поезд шел по равнине между не­ высоких островерхих сопочек. Их было очень много, они похожи на плотно со­ ставленные копны сена. И вдруг мы бы­ ли поражены: прямо на нас плыли зали­ тые утренним солнцем две многоэтажные китайские пагоды. Каменные кружева опоясывали пагоды, и в утреннем свете были отчетливо видны башенки, скульп­ туры. Только когда мы совсем близко подъехали, то увидели, что это не пагоды, а те же сопки, и кто-то сказал, что это явление называется выветриванием. Поезд торопился, рассыпая по степи стальной стук колес. Горы то надвига­ лись на дорогу, то расступались далеко- далеко во все стороны, и тогда, глядя на них, казалось, что поезд не идет, а по­ стукивает своими колесами на месте. В раскрытые двери влетал степной ве­ тер. Он свежий, прозрачный, ясный ка­ кой-то. У нас, кемеровчан, такой чистый ветер — редкость. И мы сидели в дверях вагонов, вдыхали этот живительный воз­ дух, а он все сильнее и сильнее рвался в вагон. ...Я познакомился со многими ребята­ ми из нашего эшелона. Были здесь шах­ теры, строители, железнодорожники, но больше было учащихся техникумов, ко­ торые называли себя, однако, студентами и некоторые из них пользовались студен­ ческим правом носить жиденькие усики. Я сдружился с Михаилом Юршиным. Он — руководитель группы комсомоль­ цев из города Сталинска. У него немного скуластое лицо, и столько в нем добро­ душия и молодости, а взгляд такой спо­ койный и ясный, что сразу почему-то' думается: «Этому любое дело под силу». Юршин невысокий, широкоплечий, все в его фигуре добротное, надежное и как- то невольно напоминает о молодом, креп­ ком дубке. — Вы представляете примерно, чем мы будем заниматься там, на целине? — спросил я. — Представляю. Подрабатывать зер­ но, работать на машинах. Я пойду на трактор. — А вы тракторист? — Да. Есть права.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2