Сибирские огни, 1957, № 1
Д е л а и л ю д и ■ ------------------ В. САПОЖНИКОВ в степи О ч е р к 1 . Д О РО ГА Д А Л ЬН Я Я Кем бы ни стал человек: инженером, писателем, министром, он всегда с чув ством радостного волнения вспоминает время, когда судьба сажала его в товар ный вагон и везла куда-нибудь очень да леко, где требовались молодые сильные руки и задорные, неустающие сердца. Когда люди едут в товарных вагонах, значит, у них большое дело. В биографии любого человека есть период товарных вагонов, и кто не испытал страдной жиз ни воина, кто не работал сверх сил и не 'обедал одной порцией винегрета на двоих, тот, наверное, прошел где-то в стороне от больших событий нашего века. ...Эшелон кемеровской молодежи от правился в начале августа 1956 года в Хакассию на уборку урожая. В нашем эшелоне все было так же, как и в десят ках других, отправлявшихся в этом году на целину: стены вагонов пестрели ло зунгами, в окна были видны сотни моло дых веселых лиц, звенели песни, а до рожный ветер подхватывал их и разно сил над пробегающими мимо лесами, по лями... В городах наш красный эшелон неред ко встречали оркестром и принимали на первый путь. Машинист еще не успевал как следует остановить поезд, а перрон уже клокотал весельем, шумом, песнями. Впрочем, кутерьма, танцы возникали во круг эшелона даже и в том случае, если нас встречали без оркестра и загоняли на какой-нибудь десятый путь между цистернами с мазутом и углярками. Как ухитрялись танцевать между двух путей десятки пар, трудно понять, но, видимо, когда радость брызжет через край, мож но ухитриться танцевать и на обломке шпалы... Вот и Красноярский край... Такие же, как и у нас, в Кузбассе, березки, степь, но и городов немало, а кое-где поднима лись в небо черные конусы терриконни- ков. Проехали станции с несколько не обычными названиями — Шира, Сон, Ужур, а на другое утро мы, проснув шись, сразу поняли, что заехали в Ха кассию: поезд шел по равнине между не высоких островерхих сопочек. Их было очень много, они похожи на плотно со ставленные копны сена. И вдруг мы бы ли поражены: прямо на нас плыли зали тые утренним солнцем две многоэтажные китайские пагоды. Каменные кружева опоясывали пагоды, и в утреннем свете были отчетливо видны башенки, скульп туры. Только когда мы совсем близко подъехали, то увидели, что это не пагоды, а те же сопки, и кто-то сказал, что это явление называется выветриванием. Поезд торопился, рассыпая по степи стальной стук колес. Горы то надвига лись на дорогу, то расступались далеко- далеко во все стороны, и тогда, глядя на них, казалось, что поезд не идет, а по стукивает своими колесами на месте. В раскрытые двери влетал степной ве тер. Он свежий, прозрачный, ясный ка кой-то. У нас, кемеровчан, такой чистый ветер — редкость. И мы сидели в дверях вагонов, вдыхали этот живительный воз дух, а он все сильнее и сильнее рвался в вагон. ...Я познакомился со многими ребята ми из нашего эшелона. Были здесь шах теры, строители, железнодорожники, но больше было учащихся техникумов, ко торые называли себя, однако, студентами и некоторые из них пользовались студен ческим правом носить жиденькие усики. Я сдружился с Михаилом Юршиным. Он — руководитель группы комсомоль цев из города Сталинска. У него немного скуластое лицо, и столько в нем добро душия и молодости, а взгляд такой спо койный и ясный, что сразу почему-то' думается: «Этому любое дело под силу». Юршин невысокий, широкоплечий, все в его фигуре добротное, надежное и как- то невольно напоминает о молодом, креп ком дубке. — Вы представляете примерно, чем мы будем заниматься там, на целине? — спросил я. — Представляю. Подрабатывать зер но, работать на машинах. Я пойду на трактор. — А вы тракторист? — Да. Есть права.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2